издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Фестиваль народных артистов

Фестиваль
народных артистов

На
берегу быстрой искрящейся речки
Утулик в конце августа проходил
областной фестиваль
"Театральная осень на
Байкале". Сама природа с ее
неповторимыми красками, свежестью
способствовала раскрытию народных
талантов.

Тон задавали
ангарчане — это по инициативе
театра "Чудак" и его
художественного руководителя
Леонида Беспрозванного девятый
раз, начиная с 1989 года, на
туристической базе собираются
шумной ватагой люди,, одержимые
идеей творчества, влюбленные в
искусствоеатр.

На все время
работы фестиваля его участники
стали большой и дружной семьей, в
которой народный артист России
Виталий Венгер не гость — свой
человек, умеющий утром увлеченно
обсуждать спектакли, а
вечеромвместе с
артистами-"чудаковцами выходить
на сцену в капустнике. Профессор
Вост Восточно-Сибирской академии
культуры Валерий Тришин и филолог
из Иутска Сергей Захарян могли
подолгу задушевно бес изедовать со
своими студентами — актерами
любительских театров — о —б
искусстве оо жизни. Заместитель
главного редактора журнала
"Народное творчество" из
Москвы Феликс Монахов и театровед
Наталья Решетникова из
Екатеринбурга, забыв о времени,
увлеченно смотрели по три
спектакля в день и потом жарко
дикутировали по их поводу.

Гости из
Омска, Улан-Удэ, Новосибирска,
других городов России отмечали
притягательную силу фестиваля, его
атмосферу братства, теплоты.
Названия любительских театров
говорят сами за себя:
"Предместье", "Диалог",
"Воображение" из Иркутска,
"Росток", "Чудак" ,
"Факел" из Ангарска,
железногорское "Зеркало",
"Ковчег" Усолья-Сибирского,
"Экспромт" из из Нижнеудинска
— все они исповедут откровене
собственной души, так, кстати,
звучит и название театра из
Братска, художественный
руководитель которого Олег
Чернигов, объявляя своих актеров,
назвал их народными… Они
действительно народные. Как нужно
любить искусство театра, чтобы,
забыв о дневных заботах,
репетировать по вечерам, обретая
сценический опыт и мастерство,
умение быть заразительным и
понятным своему зрителю.

Театр, какой
бы он ни был — профессиональный,
любительский, народный, — без
публики не театр. Здесь все
взаимосвязано и все подчинено его
величеству слову и действию. И если
он работает в городах, гдснет
рофдсиональой трппы, становится
единственной кафедрой, "с
которой можно сказать много
добра…"

На фестивале
в Утулике показывали спектакли
десять театров области. Более
двухсот актеров — студентов,
учителей, рабочих предприятий,
научных работников и банковских
служащих — поражали зрителей
дерзостью сценических форм,
открытос —тью чувств,
влюбленностью в искусство. Конечно,
уровень мастерства у всех был
разным — от первых робких шагов до
уверенного выражения
самостоятельности торческого
мышлеия. Здесь были спектакли о
любви, верности, были комедии,
драмы, водевили. Все их участники
искренне стремились выразить на
сцене свое отношение к жизни,
времени, высказать свою
человеческую позицию.

Говорят, в
любительских театрах плохих людей
не бывает. Наверное, так оно и есть:
иначе как объяснить единение
ангарских "чудаков", некоторые
участники которого остаются
верными своему коллективу более
двадцати пяти лет Сергей Андрасюк —
директор гимназии, Сергей Метелкин
— учитель, Анатолий Трапезников —
пожарный, Владимир Путято — депутат
Законодательного собрания области,
Татьяна Шлепнева — инженер, Наталья
Васильева — сотрудник Творца
детского и юношеско,о творчества.
Всех их смело можно назвать
подлинными мастерами лю. Вьской
сцены. Они легко ориентируются в
задачах и сверхзадачах
режиссерских решений, внешней н и
нутренней достоверност образов.

"Чудакам"
легко, они верят своему
художественному руководителю,
заслуженному работнику культуры
Леониду Беспрозванному, знают мир
его влечений, высокий
профессионализм и умение мир
театра сделать источником живого
общения. Кто первым придумал работу
клуба с почти чеховским названием
"Палатка N 6", сказать трудно, но
фестиваль без его атмосферы,
поалного един,ения сердец
представить сегодня трудно. Здесь
можно было анонецовать предстоящую
творческую работу, послушать песни
иркутского барда Леонида Гефана,
услышать улеченный, полный
поэтического воображения рассказ
филолога Юлии Лихачевой из
Новосибирска, увидеть блеск Монако
глазами режиссеа Александра
Кононова. Ребята из "Чудака"
каждый вечер становились
организаторами Росуга неутомимого
фестивального братства.

Откуда
только у всех участников брались
силы? Днем они репетировали, играли
спектакли, вечером вновь выходили
на сцену, ночью мирно или горячо
дискутировали, пели у костра,
танцеи на дискотеке. Наверое,
неутомимыми делал всех Байкал — его
магическая притягательность и
энергетическая сила. А еще помогал
сам театр природы, делая всех
талантливыми и одухотворенными. На
комедиях смеялись особенно весело
и заразительно.

Тон
фестивалю задал Олег Чернигов —
руководитель театра
"Откровение" из Братска,
постановщик спектакля "Точка
зрения" по Василию Макаровичу
Шукшину. Спор оптимистов и
пессимистов он организовал в
непредсказуемую борсьбу
сцены-ринга, ее абсурдную смысловую
нелепость. Все герои здесь
действуют в обстоятельствах
чрезвычайных, сереворачивающих
нормальные представления людей о
жизни и обществе.

Олега
Чернигова поддержала режиссер
Галина Каминская из Нижнеудинска.
Ее театр "Экспромт" привез на
фестиваль спектакль по пьесе
Николая Эрдмана "Самоубийца".
Возможно, актеры здесь не столь
мастеровиты и виртуозны, чем их
коллеги из Братска, но как
удивительно современно произносят
они сегодня текст драматурга. Слова
и фразы вызывали живые ассоциации и
безудержный смех зрительного зала.

И, конечно,
покорил всех спектакль
"Чио-Чио-Саня" театра
",Предместье" Иркутского
технического университета в
режиссуре Ларисы Серик-Киркица.
Простую, в общем-то, заимствованную
пьесу (у Степана Лобозерова и
Владимира Гуркина) улан-удэнского
драматурга Башкуева они превратили
во вселенский абсурд всей нашей
непутевой жизни. Вранье
подвыпившего мужичка стало здесь
фетишем счастья — простого,
земного, обыкновенного. Этот
спектакль был настолько
организован, что и придумывать
ничего не надо: несбыточная мечта о
земных вожделениях давно
превратила наше бытие в фарс.

Фестиваль
продемонстрировал готовность
любительских театров к
эксперименту, смелому творческому
поиску и стремлению разговаривать
сегодня высоким языком классики.
Две пьесы Александра Николаевича
Островского были представлены в
этом году на "Театральной
осени" — "Счастливый день"
театра "Ковчег" из
Усолья-Сибирского (режиссер Лариса
Медведева) и "На всякого мудреца
довольно простоты" театра
"Зеркало" из Железногорска в
постановке Ирины Бушуевой. Подход к
русской классике, ее сценическое
решение у коллективов были разными,
но устремления едины — приблизить
героев Островского к современному
зрителю, сделать их характеры
живыми, поступки — узнаваемыми. В
разной степени художественной
выразительности театры смогли
достичь желаемого результата.

Фестивальный
показ был широким, разножанровым,
интересным. Каждый коллектив
стремился к самостоятельности
мышления, поиску современных форм
выразительности. Режиссер
Александр Кононов и его театр
"Факел" из Ангарска показали
спектакль детективно-мистического
жанра, полный тревожного
предчувствия, сценических эффектов
и напряженных ритмов — это
"Женский стол в охотничьем
зале" по пьесе Виктора Мережко.
Другой ангарчанин, Александр
Говорин, и его театр "Росток"
попытались сформулировать тему
предательства для человека,
угнетенного страхом насилия и
стремлением во что бы то ни стало
выжить (спектакль по пьесе Мрожека
"Кароль").

Иркутск
представляли Валентина Просекина и
ее театр "Диалог", показавшие
светлый, ностальгический добрый
спектакль по пьесе Александра
Вампилова "Старший сын, или Все
люди — братья". Другой режиссер,
Любовь Захарова, и ее театр
"Вдохновение" сыграли
современную пьесу Угарова
"Кухонка моя", в которой две
юные актрисы, легко преодолевая
временной барьер, предстают на
сцене не только в образах своих
современниц, но и старушек,
готовящих себя в последний путь.
Метафорическим языком театра
свободно владеет и режиссер Иохим
Хайнц (Германия), который
представил на фестивале театр
"Эвритмии" и спектакль-сказку
"О Сером Волке и
Иване-царевиче". Пластика и жест
как продолжение состояния души
героев стали здесь философией
образного мышления и жизненным
кредо артистов.

"Театральная
осень на Байкале" — праздник
искусства, придуманный Леонидом
Беспрозванным девять лет назад,
стал традицией счастливого общения
друзей. Здесь актеры и режиссеры не
соревнуются, не выясняют, кто из них
лучший, но во время показа все
волнуются отчаянно. Потому что
здесь зрители — коллеги, такие
любители театра, отдающие ему весь
свой досуг. И все же победители
были: им присвоено имя "бабы
Кати" — заслуженной артистки
России Екатерины Барановой,
подлинной любимицы иркутской
сцены. Как и наши актеры, она не
имела специального образования, но
умела вдохновенно радовать своих
зрителей. Дипломы "бабы Кати" в
этом году были вручены Наталье
Васильевой из ангарского
"Чудака", Елене Черниговой и
Андрею Глушкову из иркутского
"Предместья", Виктору Головину
из театра "Откровение" г.
Братска.

Победители
актерского конкурса на фестивале
были счастливы, как и все его
участники, которые светло и щедро
делились друг с другом искусством
общения и подлинной
доброжелательностью.

Читайте также
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector