издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Реставратор народных традиций

Реставратор
народных традиций

Весной
нынешнего года Людмила
Александровна Сырцова получила
звание заслуженного работника
культуры Российской Федерации. С
этой заслуженной наградой в канун 8
Марта поздравил ее губернатор
Борис Говорин. А осенью, в Дни
русской духовности и культуры
"Сияние России", осуществилась
давняя мечта Людмилы
Александровны: открылся областной
Дом народного творчества,
фольклора и ремесел. Так что 1998 год
оказался для нашей гостьи вдвойне
знаменательным. Долгие годы
плодотворного труда отдала она
сохранению и возрождению традиций
народной культуры.

А началось
все много лет назад, когда еще юная
Людмила, приехав в Иркутск, решила
свою судьбу, поступив на учебу в
культпросветшколу (позднее —
училище). И не ошиблась. Да и трудно
было ошибиться. Ведь еще сельской
школьницей она была заядлой
выдумщицей, участвовала в
организации массовых вечеров,
праздников, спектаклей. Учеба в
кульпросвете дала почувствовать
сразу: да, это именно то, к чему
лежит душа, — работа с людьми.

Первый
практический опыт пришел к
новоиспеченному клубному
работнику Людмиле Сырцовой на
земле ее бабки и деда — в
Балаганском районе.

— Все великое
братское переселение
разворачивалось у меня на глазах, —
вспоминает Людмила Александровна.
— Хотелось сохранить, не дать уйти
под воду хотя бы тому, что можно
было уберечь: богатые местные
традиции, творческий дух края. Тяга
к творчеству, потребность в нем в
народе никогда не угасает. Помню,
готовила свои первые
"посиделки" в новом поселке.
Несколько местных парней вызвались
дежурить в клубе и три вечера
отстояли вахту с завидной
добросовестностью и рвением. А я
лишь потом узнала, что именно мои
доблестные "дружинники"
прежде славились в деревне как
заядлые драчуны. Позднее никаких
драк уже не было. В деревнях люди
очень искренние и отзывчивые на
доброе дело. В Заславске я впервые
готовила проводы зимы.
Председатель совхоза мне наказал:
что хочешь делай, а чтоб люди весь
день были заняты, не пили и не
дебоширили. Я составила программу
праздника, началась подготовка.
Реквизит для гуляний строили всем
миром, от помощников не было отбоя.
Даже слепой дедушка пришел
посуетиться вместе со всеми:
"Дайте хоть гвоздик
заколотить". Праздник получился
желанным и каким-то очень добрым,
теплым.

Закончив
заочно Новосибирский филиал
Московского института культуры,
Людмила Александровна приехала в
Иркутск. Так сложилось, что ее
талант организатора нашел
применение "на идеологическом
фронте", если придерживаться
тогдашней терминологии. Хотя это
тоже была просто живая,
повседневная работа с людьми. Начав
освобожденным секретарем комитета
комсомола одной из школ, Людмила
Сырцова вскоре стала инструктором
Ленинского райкома ВЛКСМ, затем
обкома, потом секретарем горкома,
возглавив отдел учащейся молодежи.
Окончила в Новосибирске высшую
партийную школу, была приглашена в
отдел пропаганды и агитации
Свердловского РК КПСС, который
вскоре возглавила. Но все время
неудержимо тянуло к своей родной
профессии, к любимому делу. И
Людмила Александровна ушла-таки в
училище культуры преподавать
клубное дело. Вздохнула, что
называется, полной грудью. Но тут в
обком партии потребовался клубный
работник, и выбор пал на нее. Она
стала курировать в отделе культуры
работу клубов, библиотек,
музыкальных школ, творческих
коллективов. Тут-то и подружилась
она с областным центром народного
творчества и досуга, где изучались
и расцветали все жанры народного
творчества и все формы досуговой
деятельности. Дружба с коллективом
центра очень скоро стала насущной
потребностью души. И вскоре Людмила
Александровна окончательно
порвала с "номенклатурной
карьерой" и стала директором
центра, его мозгом и душой. В
зарплате потеряла, зато, как сама
признается, ощутила себя словно
рыба в воде.

— Цель нашей
работы — сохранить свои корни,
глубинные традиции, — говорит моя
собеседница. — В 1991 году была
принята областная программа
возрождения, сохранения и развития
народной традиционной культуры.
Была проделана огромная
исследовательская работа в районах
области. В 1995 году прошла итоговая
научно-практическая конференция,
обобщившая собранный материал.
Стало возможным начать издание
серии сборников "Фольклор
Иркутской области". Есть
знаменитый фольклорист, наш земляк,
Георгий Семенович Виноградов.
Ежегодно проводятся
Виноградовские чтения. В 1996 году
они проходили в Иркутске, и мы
выпустили свой первый сборник
"Дети и народная культура"
(Виноградов много изучал именно
"детский" фольклор). Много
делает для возрождения песенного
сибирского фольклора наш ансамбль
"Красная горка". Сейчас,
благодаря его усилиям, издается
сборник "Фольклор Балаганского
района". Изучена Нижнеилимская
традиция, частично Киренская.
Удалось возродить несколько
народных творческих коллективов в
глубинке, забытые ремесла.

А начинали мы
подобную работу с Тофаларии. Там
долгое время вообще не было
национальных праздников. Оживить
древние традиции тофов нам помог
улан-удэнский академик Валентин
Иванович Рассадин, автор
современного тофаларского букваря,
много и вдохновенно изучавший этот
удивительный народ и даже
женившийся на тофке. Нам удалось
возродить давний красивый праздник
охотника у тофаларов, собрать и
издать сборник "Легенды, сказки и
песни Седого Саяна" на русском и
тофаларском языках. Эту книжку даже
хотели переиздать под эгидой ООН.
Очень бы хотелось совершить еще
одну-две экспедиции к тофам. Может,
даст бог, будут деньги, это
когда-нибудь удастся.
Интереснейшие обряды, обычаи можно
найти в глубинке, в тайниках
народной памяти. Вот, к примеру,
цикл "Свадебный сундучок",
который "Красная горка"
показывала на открытии Дома
народного творчества. Это
тарнопольская традиция. Ребята
показали три обрядовых картины.
Первая — крестины малыша, когда в
дом с новорожденным приходят гости,
а повитуха в знак пожелания ребенку
здоровья и достатка варит
"повивальную" кашу по
старинному рецепту из натурального
пшена. Вторая картина — вечерка. А
третья — свадьба. Любопытно, что
невесту в тарнопольском старинном
обряде прячут от глаз, ставя на стол
маленькую елочку. А сколько еще вот
таких самобытных нюансов народной
жизни сохранит наш фольклорный
ансамбль, дав им вторую,
сценическую жизнь! Ребята в
коллективе молодые, увлеченные,
готовы работать без устали и
работать профессионально. Двое из
них — художественный руководитель
Анжела Харитонова и Лена Боруткина
— учатся в Московской фольклорной
академии "Карагод" у лучших
знатоков народного творчества.

— Я знаю,
Людмила Александровна, что в этом
же коллективе, очень популярном в
Иркутске, работает и ваш сын Андрей.
А какие еще коллективы, кроме
"Красной горки", существуют
при областном центре народного
творчества и досуга?

— Все они
очень любимы иркутянами. Это
театр-студия "Диалог" (теперь у
него два состава), вокальный
коллектив "Огниво" при центре
польской культуры, детский
коллектив при воскресной школе
казачьего войска имени Ермака
"Ермаковы лебеди", который в
основном показывает казачьи
фольклорные традиции. Руководит
казачатами Лидия Леонидовна
Меринова. Все это наша иркутская
гвардия. Но главное богатство —
творчество людей в деревнях и
городах области. Именно там, в
удалении от центра огромна
потребность в культурных народных
истоках. Люди хотят петь, плясать,
полнокровно самореализовываться.
Мы были потрясены, когда на
последний хореографический
фестиваль в Иркутск приехало более
тысячи участников! Это при
нынешней-то финансовой скудости. У
нас в Приангарье талантливый народ.
Какой замечательный хор в Усть-Уде,
вся усть-удинская интеллигенция в
нем поет целыми семьями. А
тулунский муниципальный духовой
оркестр! Сколько прошло через него
"трудных" мальчишек! В армию их
провожали другими людьми. У нас
только фольклорных коллективов
больше сотни. В прошлом году
фестиваль фольклора в Тулуне
собрал больше тысячи участников. А
посмотрите, как богато (в
творческом плане) прошел последний
фестиваль "Театральная осень на
Байкале" и как заметно выросли
провинциальные народные театры. Не
нарадуешься на детские коллективы.
Ребятишки не просто песни поют, а
всерьез этнографией занимаются,
изучают праздники народные, обычаи.
Очень хороший хор в Саянске —
"Россияночка", в Шелехове —
"Виноградье", в Ангарске —
"Савватеевка", в средней школе
Усть-Орды — "Берегиня". У нас в
планах организовать практикум для
руководителей детских фольклорных
коллективов. Это так важно сегодня,
когда вокруг засилье субкультурных
западных суррогатов, приобщить
наших детей к настоящему
самобытному народному творчеству.
Растерять наши корни — значит
растерять все. Мы и так многое
утратили в России. Но, думаю, душу
народную не уничтожить. И я рада,
что тоже тружусь ради этого.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры