издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как здоровье, летчик?

Как
здоровье, летчик?

Ольга АНУФРИЕВА

В
скором времени может так случиться,
что задавать вопрос о состоянии
здоровья людей, которым ежедневно
многие из нас доверяют свои жизни
во время авиаперелета, будет просто
некому.

Финансовое
положение дел лечебного
учреждения, обслуживающего
предприятия гражданской авиации, а
именно некоммерческого
партнерства
"Иркутскавиамедицина", за
последний год резко ухудшилось.

Это лечебное
учреждение по праву можно сравнить
с каким-нибудь птеродактилем, чудом
дожившим до наших времен.
Ведомственных поликлиник от
Министерства Воздушного
транспорта по всей России осталось
не больше двух. Статус поликлиники
"Иркутскавиамедицина",
сохранился благодаря
своевременным действиям
предприятия "Аэропорт —
Иркутск", на балансе которого
находится медсанчасть. Несколько
лет тому назад руководство
предприятия, видя, что за счет своей
прибыли содержать больницу далее
невозможно, решилось на создание
некоммерческого партнерства
"Иркутскавиамедицина", тем
самым рассчитывая на привлечение
дополнительных источников для
финансирования медсанчасти от
учредителей, вошедших в него.

На тот момент
казалось, что образовался сильный
непотопляемый союз, состоящий из
компаний, способных развивать
лечебное учреждение. В
некоммерческое партнерство
вступили: государственное
предприятие "Аэропорт —
Иркутск", ОАО авиакомпания
"Байкал", государственное
предприятие
"Иркутскаэроконтроль",
областное управление
автомобильных дорог администрации
Иркутской области.

Это
соглашение было выгодно для всех:
работники предприятий-учредителей,
гражданское население,
прикрепленное к больнице по месту
жительства, обслуживались в НП
"Иркутскавиамедицина",
врачебно-летная экспертная
комиссия (ВЛЭК) проводила
медицинское освидетельствование
всего летного состава Иркутской
области. Материально-техническое
оснащение медсанчасти, так и врачи
высокой квалификации всегда
отвечали высоким требованиям
областного департамента
здравоохранения.

Однако
эйфория продолжалась недолго. Год
назад у авиакомпании "Байкал"
начались финансовые трудности,
дело дошло до арбитражного суда.
Сегодня на предприятии введено
внешнее управление, а сама
авиакомпания по-прежнему
переживает тяжелые времена.

А так как ОАО
"Байкал" является учредителем,
вносящим одну из основных долей в
финансирование медсанчасти, это
незамедлительно сказалось на
благополучии НП
"Иркутскавиамедицина". В
настоящее время текущая
задолженность авиакомпании
"Байкал" достигает 2 миллионов
деноминированных рублей, тем не
менее погашать эту задолженность
или выходить из партнерства в силу
своей несостоятельности она не
собирается. На судебные
разбирательства также надеяться не
приходится. Длительный срок
судебных тяжб погубит медсанчасть,
поскольку ей как любому
медицинскому учреждению
необходимо развиваться и ежедневно
пополнять свою
материально-техническую базу.

Остальные
учредители также переживают далеко
не лучшие времена, поэтому им не под
силу перераспределить
обязательства ОАО "Байкал" по
финансированию медсанчасти между
собой. Пытаясь восстановить былую
респектабельную жизнь больницы,
учредители пытались расширить
спектр платных услуг, но тщетно.
Любое развитие требует
капиталовложений, а их ждать
неоткуда. Больница не
муниципальная, запланированная
статья по ее финансированию в
бюджете Министерства Воздушного
транспорта последние годы носит
лишь декларативный характер,
средств от системы обязательного
медицинского страхования хватает в
прямом смысле слова на хлеб с водой.

Больно
смотреть на то, как приходит в
упадок еще совсем недавно
процветающая больница.

То, что уже
давно является практикой в
муниципальных учреждениях, в
"Иркутскавиамедицине"
началось только с осени этого года.
До этого времени о покупке больными
медикаментов, задержке заработной
платы медицинскому персоналу,
нехватке постельного белья в
медсанчасти никто не слышал, теперь
же это вошло в норму.

Тем не менее
администрация больницы и
учредители негативно относятся к
передаче медсанчасти в
муниципальную собственность.
"Иркутскавиамедицина" имеет
свою специфику. Генеральная задача
этого лечебного учреждения —
обеспечение безопасности полетов
пассажиров, что можно достичь лишь
очень серьезным подходом к
здоровью летного персонала,
которым занимается врачебно-летная
экспертная комиссия. Кроме этого,
врачи медсанчасти имеют сентификат
Федеральной авиационной службы
России для осуществления
аварийно-спасательных работ по
линии МЧС в случае катастроф, а
также владеют парашютом и
специальными навыками оказания
первоначальной медицинской помощи
в экстремальных ситуациях. Бросать
на произвол судьбы такой
высококвалифицированный персонал
по меньшей мере безнравственно.

В случае
закрытия медсанчасти встанет
серьезная проблема по получению
любой другой больницей города
сертификата на право
освидетельствования летного
состава, переквалификации врачей и
переоборудованию медицинского
учреждения под специфику работы
ВЛЭК.

По словам
директора страховой компании
"Свет" Любови Сафиной, в случае
передачи в муниципальную
собственность
"Иркутскавиамедицина"
окажется сиротой в большой семье
родственников, где все сами
голодные. А если принять во
внимание тот факт, что новая
Программа государственных
гарантий по обеспечению населения
граждан Российской Федерации
медицинской помощью на 1999 год
обеспечивает пребывание на
койке-месте любого жителя страны не
более 14 дней, то можно не
удивляться, когда за штурвалом
самолета будет сидеть больной
пилот. Реабилитация летчика
занимает более длительный период
времени, чем восстановление
обыкновенного больного. В связи с
этим учредителям партнерства
придется нести дополнительные
расходы по увеличению дней
нетрудоспособности летному
составу.

Безусловно,
безопасность полетов должно, в
первую очередь, гарантировать
государство, но на сегодня оно
выступает лишь в роли стороннего
наблюдателя.

Так уж видно
все устроено у нас в стране, что,
только дойдя да тупиковой точки —
авиакатастрофы, социального
взрыва, мы начинаем искать
конструктивные выходы из
сложившейся кризисной ситуации.

Однако,
администрация и учредители
медсанчасти не желают без
сопротивления сдаваться, а всеми
силами стараются выжить. НП
"Иркутскавиамедицина" просто
обязано это сделать именно сейчас,
когда государству нет никакого
дела до здоровья летчиков, не
говоря уже о простом гражданине.

Для этого
больнице необходимо иметь
платежеспособных учредителей,
поэтому администрация медсанчасти
обращается ко всем
заинтересованным лицам, желающим
войти в некоммерческое партнерство
"Иркутскавиамедицина".

Может быть, в
том случае, когда будет найдет
платежеспособный,
заинтересованный в дальнейшем
развитии НП
"Иркутскавиамедицина"
учредитель, авиакомпания
"Байкал" добровольно выйдет из
некоммерческого партнерства,
освободив место другому учредителю
во имя сохранению нормальной
деятельности медсанчасти.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры