издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Хватит буксовать!

Хватит
буксовать!
Возрождение
отечественного автопрома

Мы
рады, что читатели
"Бизнес-клуба" поддержали наш
прямой диалог с государственными
деятелями и стали присылать свои
вопросы. Мы выбрали один из
злободневных: "Как в нынешних
условиях поднимать
промышленность?" Ответить на
него попросили Евгения ПАНТЕЛЕЕВА,
министра правительства Москвы,
руководителя департамента науки и
промышленной политики.

— Говорят,
промышленность "лежит". А как
ей не лежать, если у государства нет
внятной промышленной политики,
когда нет поддержки отечественных
производителей. Попытки
реформировать советскую плановую
экономику свелись в основном к
приватизации, перераспределению
собственности. За годы реформ не
было создано конкурентной среды,
которая стимулировала бы
активизацию хозяйственной
деятельности. А государство
приняло роль наблюдателя.

Поэтому
неудивительно, что в Москве в 1991-1996
годы выпуск легковых автомобилей
упал в 36 раз, грузовых — в 23,
металлорежущих станков — в 19,
тканей и трикотажа — в 12-13 раз. В
таких условиях город был вынужден
искать свои собственные пути
решения этих проблем.

— Какие
при этом ставились цели?

— Упор был
сделан на поддержку
градообразующих предприятий и тех,
кто производит социально значимую
продукцию. Так, в 1996 году
правительство Москвы приступило к
возрождению автозаводов — АМО ЗИЛ и
АО "Москвич". Автозавод им.
Ленинского комсомола мэр Москвы
Юрий Лужков буквально вырвал из рук
Федерального управления по делам
несостоятельности — оно собиралось
за долги распродать "Москвич"
по частям. АО "Москвич" по
указу президента было передано в
собственность правительства
Москвы. Через год почти полного
простоя вновь запущены сборочные
конвейеры. За короткий срок на
заводе установлено более 10 тысяч
единиц современного оборудования,
освоены новые модели легковых
автомобилей — "Долгорукий",
"Святогор", "Князь
Владимир".

Другой
автогигант — автозавод им. Лихачева
— в результате приватизации
перешел в руки компании
"Микродин". Фирма не
справилась с ЗИЛом, завод встал.
Правительство Москвы выкупило
контрольный пакет акций (53
процента) за 6 миллионов долларов и
разработало свой план вывода
предприятия из кризиса. В течение
1997 года выпуск автомобилей на ЗИЛе
вырос в 3,6 раза. Но самое важное даже
не в том, что возобновилось
производство, а в обновлении
номенклатуры. На базе трехтонки
создан автомобиль ЗИЛ-5301
"Бычок" с экономичным
двигателем, комфортабельной
кабиной и низкой погрузочной
высотой. При их производстве ЗИЛ
активно сотрудничает с заводами
"Метровагонмаш" (Мытищи),
"Тонар" (Орехово-Зуево), РАФ
(Шумерля, Чувашия),
"Автодизайн" (Казань), КМЗ
(Козельск, Калужская область).
Одновременно проводилась
модернизация других моделей ЗИЛа, в
частности, пришедших на смену
известным всей стране ЗИЛ-130 и
ЗИЛ-131, а также целой серии
вездеходов и автомобилей-амфибий.
Так что у ЗИЛа есть своя
"законная" ниша на рынке
грузовых автомобилей.

— На все
это потребовались огромные
средства…

— Их
предоставляло либо московское
правительство, либо брались
кредиты под правительственные
гарантии. А еще мы помогаем заводам
при сбыте: для городского хозяйства
закупаются различные модификации
"Бычков", а также универсал
ЗИЛ-432270, укомплектованный
коммунальной техникой немецкой
фирмы "Schmidt". Комитет
социальной защиты населения
предоставляет инвалидам
бесплатные автомобили
"Москвич" с ручным управлением
(закупки идут за счет горбюджета).
Кроме того, Москва использует эти
автомобили как "валюту" — при
заключении торговых соглашений с
регионами России, странами СНГ и
Балтии.

— Какова
роль государства в возрождении
промышленности?

— Она должна
стать более активной. Необходимо
создать государственные формы
поддержки автомобилестроения, как
в США, Германии, Франции, Японии.
Должны быть налоговые и таможенные
льготы для автозаводов. Иначе не
выстоять против мощного потока
зарубежных автомобилей. Думаю, что
в послевоенных Германии и Франции с
их разрушенной промышленностью
никому в голову не приходило
переводить собственные автозаводы
на "отверточную технологию" по
сборке американских или каких еще
машин. А у нас уже несколько лет
пытаются похоронить свои
автозаводы, заменить их то ли
сборкой устарелых корейских
моделей, то ли ввозом импортного
старья, грозящего сделать Россию
автосвалкой Европы. Между тем,
автомобилестроение — мощнейший
локомотив экономики. Он тащит за
собой металлургию и нефтехимию,
текстильную и химическую
промышленность, станкостроение и
другие отрасли, влияет на развитие
научно-технического потенциала
страна и формирует потребительский
рынок.

Мы рады, что
наши усилия по развитию
автостроения встречают поддержку у
многих региональных лидеров. За
губернаторами стоят более шестисот
тысяч человек, работающих на
"Москвич" и получающих
стабильную зарплату — дизелисты
Ярославля, шинники Омска и др. Вот
так, общими силами, как застрявший
автомобиль, мы вытащим
забуксовавшую Россию.

Беседовал
Игорь ИМАНОВ.

Свои вопросы
к государственным и политическим
деятелям вы можете задать, позвонив
в "Бизнес-Клуб" по тел.: (395-2)27-90-50.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры