издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Хочешь хорошо получать -- хорошо работай!

Хочешь
хорошо получать — хорошо работай!
И это удается
труженикам Кунерминского
лестранхоза

Наталья
ПОТАПОВА, журналист

У
писателя Ильи Шевелева есть
злободневный афоризм: "Наше
непростое время породило "новых
русских". Одни пошли в бизнес.
Другие — в мафию. А просто русские
пошли по миру". Чего греха таить,
у нас в Казачинско-Ленском районе
есть и первые и вторые, но больше
всего — третьих, "просто
русских". Правда, по миру, к
счастью, пошли не все. Во всяком
случае, это не относится к более чем
полуторатысячному коллективу
Кунерминского лестрансхоза, что
базируется в поселке Улькан уже 20
лет. Здесь "просто русские" —
вальщики, водители, рамщики,
слесари, сварщики — не просто
работают (этим-то никого не
удивишь), но еще и зарабатывают (что
нынче большая редкость), получая
кровные из месяца в месяц (иногда,
правда, бывают небольшие задержки).
Более того, с января здесь была
повышена на 30 процентов заработная
плата.

Каким
образом этому самому крупному по
местным масштабам предприятию,
который отгружает треть районной
лесопродукции — около 200 тысяч
кубометров в год, удается держаться
на плаву? В чем — пусть это
прозвучит тривиально — секрет
производственно-экономической
стабильности предприятия?

Кто
"нажимает на кнопки"?

Мы уже успели
подзабыть за последние годы
понятие "непрерывный
производственный цикл".
Привыкли, увы, к таким картинкам,
когда один с сошкой (сваркой,
молотком, пилой), а семеро — с ложкой
(советами, контролем). Не то в
Кунерминском лестранхозе.

Тут
воскрешаешь в памяти смысл
выражения "Каждая минута — в
дело". Таежный конвейер
"деляна — погрузка" действует
бесперебойно, хотя оба склада,
верхний и нижний, отстоят друг от
друга на добрые полторы сотни
километров. Что связывает их? Да,
правильно, автотранспорт.
Хлыстовозы, сиречь лесовозы, денно
и нощно везут многокубовые пачки
деловой древесины.

Почему же,
грубо говоря, "морозят сопли"
водители КрАЗов и "Уралов"? К
обычным причинам (успеть
"выдернуть" лес до распутицы,
когда в тайге вместо дорог будет
вязкая каша, сделать запас на лето)
в последнее время прибавилась
новая, продиктованная рынком:
весной японцы снижают цену на
экспортный лес, и потому
сегодняшнее минутное промедление
может обернуться потерей не одного
десятка долларов.

Но и дорога, и
машины, и погрузо-разгрузочные
механизмы — суть "кнопки" на
большом табло, именуемом
Кунерминским лестранхозом. Кто
нажимает на них?

Все
предприятие можно условно поделить
на четыре бригады: транспортники,
лесозаготовители, рабочие нижнего
склада и… управленцы (во главе с
директором С. Бабичем). Как
осуществляется взаимосвязь между
звеньями лесного конвейера? Почему
все 11 хлыстовозов, которые
ежедневно выходят на линию, возят
лес ритмично, а не, допустим,
хаотично, по принципу "то густо,
то пусто"? Почему не простаивает
двухрамник — единственный, пожалуй,
в северном районе лесопильный цех,
который не сокращает объемы
производства и готов работать с
любым покупателем доски, даже если
пиломатериала нужного размера
требуется всего-навсего один вагон?

Чтобы
ответить на эти вопросы из "Науки
и техники" на практике, я приведу
лишь несколько примеров, взятых из
жизни, увы, не российской в целом, а
именно Кунерминского лестранхоза,
где работать и одновременно думать
не разучились.

х х х

Еженедельно
в кабинете директора проходит
планерка. Ее решения имеют силу
приказа. Отчитываются ИТР
(инженерно-технические работники)
также еженедельно. Как они
проходят, эти штабные оперативки?
Вначале директор рассказывает, что
с деньгами, какие заключены
договоры и т.д. После
финансово-экономической части
разговора начинается разбор
"полетов". Традиционная
реплика руководителя к каждому:
"Вопросы есть?" Если проблем
нет и ты промолчал, хорошо. Но если
назавтра они возникли, тебе не
поздоровится. Где был раньше?
Почему молчал? Что самое интересное
и совсем уж нами забытое — если
нагрешил изрядно, расплатишься
премиальными. Выговор — лишаешься 15
процентов премии, строгий выговор —
25 процентов. Недовольных после
подобных "нравоучений" много.
Только почему-то эти "многие"
забывают, что нынче премиальные в
полубезработном районе для
подавляющего большинства —
"область ненаучной
фантастики". Аналогичные
мини-планерки проводятся и
начальниками верхнего и нижнего
складов.

В горячую
страду вывозки понятие
"выходной" на предприятии
относительное и для рабочих, и для
ИТР. Первые трудятся посменно,
понятно, что подобный график к
беспечности не располагает. А
вторые начинают субботу и
воскресенье с того, что в 7 часов 30
минут "падают" на телефон (у
каждого начальника цеха или отдела
стоит дома аппарат
внутриведомственной связи). Узнав,
что все спокойно, облегченно
вздыхают и лишь потом завтракают.
Здесь признают только два
праздника: Новый год (отдыхают три
дня) и День лесника (один день).

Известно,
Суворов написал "Науку
побеждать". В лестранхозе
рабочие и инженеры пишут свою
"науку вывозить". И в ней одно
из незыблемых правил — "доверяй,
но проверяй". Например, возникли
проблемы с перерасходом горючего. В
объяснительной один шофер со
значением дела доказывал:
"двигатель солярку ест".
Решили проверить "аппетит"
этого прожорливого лесовоза,
провели хронометраж рабочего
времени, выяснили: рейс должен
длиться восемь часов. Фактически
водитель затратил на него 10 часов.
Где же отсутствовала машина два
часа, если на пересменок должно
уходить всего 40 минут?

Приведенные
мною примеры — лишь малая толика
управленческих рычагов,
своевременное нажатие на которые и
регулирует ритмичную лесодобычу.
Пора, думаю, побывать
непосредственно на этом самом
конвейере.

Нижний
склад — экспортный цех

Если
лестранхоз сравнить с маленьким
государством, то самым
густонаселенным его
"регионом" будет нижний склад.
Здесь трудятся 204 человека, которые
отвечают за разгрузку, разделку,
распиловку и погрузку
лесопродукции в вагоны. То есть
почти половина всего предприятия.
Чтобы зримо представить эту махину
местного масштаба в действии,
скажу, что только кранов (не считая
других механизмов) здесь
двенадцать. Еще цифра: в
"запасе", то есть на площадке,
где штабелюют хлысты,
предназначенные для разделки, в
пору межсезонья лежит 12 тысяч
кубометров леса, а впереди еще
месяц массовой вывозки. Ежедневно
грузится 8-10 вагонов продукции, в
том числе экспортной.

Впрочем,
лучше всех расскажут сами
работники нижнего склада.

Бригадир
линии разделки Сергей Потехин:

— Наша линия
довольно протяженная — 140 метров.
Применение бревнотаски, на которой
сосна, так сказать, доводится до
экспорта, сортировочных
"карманов", позволяет
рационально использовать хлыст. В
ход идет не только высокосортная
середина ствола дерева, но и
вершинник — для Братского ЛПК, а
также на щепу для дровяных котлов
котельной лестранхоза.

В
зависимости от качества древесину
делим на первый и второй сорта
(экспортник для Японии), на третий и
четвертый сорта (экспортник для
Китая).

Николай
Моисеев, начальник нижнего склада:

— Если весь
наш нижний склад сравнить с крепким
орешком, который долго и трудно
раскусывается, то ядром ореха,
конечно, является двухрамный цех. К
сожалению, тот, кто в свое время
проектировал его, был явно не
знаком со спецификой лесной
промышленности. Например, по
заводской технологии готовая доска
должна падать на сортировочную
площадку с высоты трех метров. В
морозы же хрупкая древесина бьется.
Приходится переделывать
конструкцию цеха, придумывать
приспособления, чтобы пиломатериал
не кололся на выходе, не падал с
такой высоты. Но это одна проблема.
А их десятки. Например, ничего не
придумано для распиловки
тонкомера. Такое впечатление, что
авторы проекта не бывали в Сибири и
не знали, что, кроме толстых сосен, в
лесу растут еще и тонкие.

Сейчас в
тайге осталось много добротного,
хотя и тонковатого леса. Если
сумеем и его доводить до экспортной
кондиции, лестранхозу жить долго и
счастливо.

х х х

Вот мы и
познакомились с работой так
называемого нижнего склада. А
теперь по многокилометровому
"плечу" вслед за деловито
ревущими на многочисленных
подъемах лесовозами отправимся в
другую область Кунерминского
лестранхоза — на верхний склад, к
вахтовому поселку лесорубов. Здесь,
собственно, все и начинается:
успехи предприятия, премиальные,
экспорт в Китай и Японию.

Кубометры
начинаются на "Мине"

В
благоустроенный вахтовый поселок
лесозаготовителей, расположенный
неподалеку от речки Черепанихи,
притока Киренги, пришлось ехать не
в романтической кабине лесовоза
КрАЗа, а в прозаическом
"уазике" начальника
лесозаготовки Владимира Шостика.

Проскочив за
два с половиной часа 150 километров
хорошо отгрейдированной дороги, мы
въехали на взгорок и оказались в
небольшой деревушке об одну улицу.
В начале "таежного тупика"
стояла эстакада с бочкой горючего,
а замыкали его внушительных
размеров капонир-гараж с массивной
дверью, щедро обитый металлическим
уголком, и баня. Есть даже летний
душ. Среди необычных примет этого
крошечного поселка — висящий на
крыльце столовой пустой
огнетушитель. Оказывается, его
использует в качестве гонга
повариха Галина Грищенко, когда
приглашает лесорубов на завтрак
или ужин. Обед она отсылает им в
термосах прямо на лесосеку. В том,
что проблем с аппетитом и сном у
лесников нет, сомневаться не
приходится. Только настоящие
мужчины способны за месяц успеть
заготовить 11 тысяч кубометров
древесины. Проблем с продуктами
здесь не бывает, все свежее, в месяц
мужики съедают 250 килограммов
картофеля, центнер мяса, о
"мелочи" вроде рыбы или
макарон я и не упоминаю. Одним
словом, "как полопаешь — так и
потопаешь". Запоминается
обустроенность временных жилищ,
надежность дизельной мастерской.
Для удобства вахтовиков в поселке
хотят поставить крайбалку. Она
облегчит ремонт
лесозаготовительной техники.
"Миня" (так называют вахтовый
поселок) позволила решить и
проблему трудоустройства
нескольких жителей соседней
таежной деревушки Мартыново. Не
ошибусь, если скажу, что у этих
мужчин — самые высокие и, главное,
гарантированные заработки среди
мартыновцев.

Я
добросовестно пытала работников
лестранхоза о технологии
механизированной валки и
пакетирования леса. Мне рисовали
схемы, толковали о "челночном
методе", лентах, пакетах и
волоках. А у меня перед глазами
стояла впечатляющая картина:
восемь рокочущих гусеничных
механизмов, окруживших балок, где
на скорую руку, обжигаясь, обедали
операторы валочных машин и
бесчокерных трелевочников. Сцена,
скажу вам, батальная. Как будто
бойцы танкового соединения
где-нибудь на Курской дуге на
привале. И хотя грешно нашу ранимую
северную тайгу сравнивать с
фашистскими войсками, но
вдохновение любого созидательного
труда (а лесорубы, заготавливая
древесину, производят ценное сырье)
— настолько захватывающее зрелище,
что неволько становишься
болельщиком именно команды
лесозаготовителей. Как-никак 10
человек этой механизированной
бригады, заготавливая в месяц 11
тысяч кубов, заменяют 50
"ручников" — тех, кто
бензопилами "Урал" валит лес,
чокерами цепляет, обрубает вручную
сучья на стволах деревьев.

А в
заключение скажу, что молодому
руководителю предприятия Сергею
Бабичу — нет и сорока, из которых
пятнадцать, после окончания
Сибирского политехнического
института в Красноярске, он
проработал в лесной
промышленности.

Директором
Кунерминского лестранхоза Бабич
стал в 1992 году, когда на этом
предприятии произошел наибольший
спад производства. Из чувства
профессиональной любознательности
я не могла не спросить у
руководителя прямо:


Представьте, что не было бы
Горбачева и Ельцина, у власти в
государстве стоял бы внук Брежнева.
Стали бы вы директором при
коммунистах? Или остались бы
сменным мастером? Иными словами:
влияет ли на профессионализм
идеология?

— Откровенно
говоря, — ответил Сергей Яковлевич,
— политика меня всегда
интересовала меньше, чем
производство. Да, я учился при
Советской власти. Но ведь главное —
не когда учиться, а чему учиться.
Считаю, что знания я приобрел
капитальные, закрепил их на
практике. А при каком строе — это
для меня неважно. Лес ведь не
лозунгами пилят. В конце концов,
думаю, что при любой власти не
пропаду. Всегда надо трудиться,
давать на-гора продукцию, кушать,
просто жить.

Казачинско-Ленский
район.

P.S. В
конце февраля Кунерминский
лестранхоз перечислил в районный
филиал Пенсионного фонда миллион
рублей. Кстати сказать, это одно из
немногих предприятий района,
благодаря которым местные ветераны
труда не ждут выплаты пенсий по
полгода.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры