издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Территория Свободы": расставаясь, не прощаемся

  • Автор: Лейла МУСТАФАЕВА, журналист

"Территория
Свободы": расставаясь, не
прощаемся

На днях
закончил свою работу международный
фестиваль "Территория
Свободы", к которому его
организатор Байкальский Дом Европы
готовился 1,5 года. Запланированный
с самого начала широкомасштабный
творческий проект затормозили
военные события на Балканах, когда
зарубежные фонды приостановили
выплату грантов. Поэтому сам
фестиваль больше напоминал
театральный. А выбор темы свободы
еще раз подтверждает ее
актуальность для всех народов мира.
Для России, прошедшей долгую дорогу
тоталитаризма, в особенности.

Сегодня
Байкальский Дом Европы, работающий
по восьми направлениям, на ведущее
место ставит вопросы культуры. Его
директор Борис Литвинов считает,
что Россия имеет огромный
потенциал — экономический,
интеллектуальный, научный и
художественный. И культурные
усилия должны служить базой для
развития нашей страны в самом
широком смысле. А что касается
непосредственно свободы,
координатор культурного центра
местного Дома Европы Игорь Ливант
компетентно замечает "Понятие
свободы россиянам нужно осваивать,
начиная с термина. Потому как
Россия понимает ее как анархию и
вседозволенность".

На
протяжении 10 дней на берегах
священного Байкала (о. Ольхон)
участники фестиваля проблемы
свободы рассматривали через
освоение артистического
пространства.

Проходило
это в форме мастер-классов — языка
театра (Игорь Ливант, Иркутск),
восточной пластики (Игорь Григурко,
Улан-Удэ), эвритмии (Иоахим Хайнц,
Берлин), импровизации на
музыкальных инструментах (Ханес
Хайне, Лейпциг). Свою театральную
школу представил иркутский
режиссер Вячеслав Кокорин.

Традиции
сотрудничества подобного
характера и масштаба были заложены
7 лет назад с прибытием на сибирскую
землю "каравана культуры",
когда 350 россиян и европейцев
приехали в Приангарье с миссией
добра. На этот раз в фестивале
приняли участие 90 человек, и третью
часть составили немцы, австралийцы,
голландцы, французы. Люди разных
профессий и социальных слоев — от
преподавателей рядовых школ до
представителей известных банков —
отправились в Сибирь еще и потому,
что не без основания называют ее
территорией пионеров демократии,
где примерно половина населения
связана в той или иной степени с
политическими ссыльными различных
режимов.

Участник
первого "каравана культуры"
банкир Фальк Цинц вспоминает:

— Поначалу
было много воодушевления — все мы
люди, все мы европейцы. Потом
произошла эволюция от идеализма до
неуверенности по поводу того, что
же такое Восток.

Так какими же
нас представляют европейцы?
Наверное, достаточно привести в
качестве примера две реплики из
моего разговора с молодой
учительницей из Вальдорфской школы
Сьюзан: — Вашему народу очень
трудно что-то разрешить
демократическим путем. Мы заметили,
что русские стараются не говорить о
конфликтах и проблемах.

Мнение моей
собеседницы оказалось типичным для
Запада.

— Когда я
слышу слово "свобода", у меня
появляется ассоциация
"внутренняя тюрьма", — говорит
Сьюзан.

Нынешнее
общение двух разных миров
наконец-то проходит на уровне
открытости. Немецкий режиссер
Кристина откровенно призналась
Вячеславу Кокорину в том, что его
методика "отключить голову и
работать чувствами" неприемлема
для них, немцев.

Что же такое
свобода, конкретного определения
услышать не удалось. И реально ли
нам, россиянам и европейцам,
сегодня искать общую дорогу к ней —
вопрос остался открытым. Наверное,
как говорил главный герой пьесы
"Кто ты, солдат", поставленной
Иоахимом Хайнцем и иркутским
театром эвритмии: "А цель так
маняще близка и все-таки так
далека".

Закончился
фестиваль символическим
спектаклем со свободолюбивым
названием "Ты лети, чайка".
Студенты Иркутского театрального
училища и голландский режиссер
Эрик Вангроутс попытались
соединить воедино произведение
русской классики и бестселлер 80-х
годов Запада.

А начинался,
кстати, фестиваль с доброй приметы.
Буквально за день до его
официального открытия завершилась
одна акция освоения артистического
пространства. Французы, режиссер
Орен Натаф и оператор Эмануэль
Жуар, сняли буквально за шесть дней
игровой фильм с рабочим названием
"Финал". Роли исполнили
ученики Вячеслава Кокорина.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер