издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Домашний театр "У Волконских"

Домашний
театр "У Волконских"

Светлана ЖАРТУН

Идея
создания домашнего театра
мемориального дома — музея
Волконских — родилась у его
директора Евгения Ячменева еще
десять лет назад. Сыграв тогда
несколько спектаклей, в энтузиазме
поостыли — проблем по организации
работы музея было много. Полтора
года назад театр возобновил показ
спектаклей.

Но по
порядку: в сороковые годы
девятнадцатого века, когда семья
Волконских прочно обосновалась в
Иркутске, Мария Николаевна
страстно увлекалась
музицированием, мелодекламацией и,
наконец — игрой спектаклей.
Собирались родственники, друзья,
брали пьесу, читали, репетировали, а
потом представляли для близких.
Даже в иркутскую гимназию выезжали
со своими показами. Это было и
времяпрепровождение, и отдушина в
длинные зимние вечера, когда пойти,
кроме как на званый вечер, было
некуда. Что играли? Веселые комедии
и водевили — незатейливые, зато
добрые и смешные.

Прошло
полтора века, прежде чем гостиная
Марии Николаевны Волконской вновь
наполнилась голосами актеров —
тоже своими, домашними. В театре
музея вновь собираются друзья —
люди разных возрастов, профессий,
любящие театр, без которого их
жизнь была бы куда беднее и
монотоннее. Ребята из театра
"Юность" Дворца детского и
юношеского творчества, студенты,
педагоги — все вместе, стали
коллективом, который не только сам
радуется игре, но и доставляет
истинное удовольствие зрителям —
гостям дома Волконских.

В последние
дни ноября здесь давали премьеру —
водевиль французского
комедиографа Эжена Лабиша
"Пощечина". Поставил его
художественный руководитель
театра "Юность", начальник
отдела искусств комитета по
культуре администрации области
Алексей Худяков, заняты были:
директор музея декабристов Евгений
Ячменев, студент математического
института при Государственном
университете Роман Гаськов,
преподаватель лицея N 47 Анна
Шмайлова, школьница Екатерина
Зимбулатова и студентка
экономической академии Эльвира
Афанасьева.

"Домашний
театр! Это то, что согревает наши
сердца в трудные годы", — так
писала когда-то в Петербург Мария
Николаевна Волконская. Об этом
говорят сегодня и наши
современники. Они импровизируют в
пьесе-пустячке с таким азартом и
вдохновением, что незаметно для
себя уводят и зрителей в чудесный
мир французского легкомыслия,
любви, радости и счастливого
отношения к жизни.

Конфликт-то —
ничто: молодой человек по ошибке
погладил незнакомой даме ногу,
получил пощечину, от мужа
потребовал сатисфакции, влюбился в
дочь и тут же получил благословение
от родителей на брак. Все просто,
без претензий на психологическую
глубину, на правдоподобие чувств и
поступков. Просто и на
импровизированной сцене (актеры и
зрители все вместе — в одной
гостиной). Перевоплотившейся в
господина Легренара Евгений
Ячменев, не скрывая экзальтации
поведения своего героя, развивает
интригу к апогею, до ее предельной
нелепости. Дуэль он придумал на
чашках с молоком, в одну из которых
начистил головки от спичек. Его
юный партнер, Роман Гаськов —
Эрнест, не уступая старшему
товарищу по сцене, тоже
преувеличенно, с акцентом на
эффект, играет оскорбленность,
чувство чести, недоразумение,
любовь.

Они (актеры)
нас (зрителей) откровенно
разыгрывают, и мы, радуясь этому
обстоятельству, начинаем смеяться
до слез.

Зрители
весело смеялись, а некоторые, чуть
прикрыв глаза, наверное,
представляли себя в Иркутске
прошлого века: их пригласила сама
княгиня Волконская. Но когда они
начали расходиться, попадая на
темную заснеженную улицу Иркутска,
здесь и представлять ничего не надо
было: ночь, звездное небо, улочка
между величественными и строгими
деревянными домами, морозец и
звонкий хруст под ногами. Снег
смеялся, искрился, так же, как и сто
пятьдесят лет назад…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры