издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Снимите розовые очки

Снимите
розовые очки

На прошлой неделе Дума
приняла бюджет города Иркутска на
2000 год. Вопросы нашего
корреспондента Юрия ГРИЦЕНКО по
этому поводу — мэру Владимиру
Викторовичу Якубовскому.


Владимир Викторович, 1999 бюджетный
год завершился для Иркутска с
хорошими результатами. Кроме того,
что были выполнены все его
параметры, удалось ликвидировать
застарелый дефицит в несколько
сотен миллионов рублей. Исходя из
того, что экономическая ситуация в
области остается стабильной, стоит,
вероятно, ожидать значительного
прироста городского бюджета в
начавшемся 2000 году, году перехода
из одного века в другой?

— Да, мы
переходим из одного века в другой и
даже в другое тысячелетие, но
фактического прироста бюджета в 2000
году ожидать не стоит. И это не мое
предположение, а факт, который
вначале был зафиксирован на сессии
Законодательного собрания
Иркутской области, где
определялась величина доходов
города Иркутска, а на прошлой
неделе городская Дума утвердила
окончательные цифры бюджета.

— И в
абсолютных цифрах он возрос почти
на полмиллиарда рублей.

— Давайте
будем оперировать не только
абсолютными цифрами, но и реальными
возможностями этого бюджета.
Вспомните, пару лет назад вы
получали зарплату миллионами,
сейчас речь идет о тысячах — вы
обеднели в тысячу раз? Нет.
Сегодняшний ваш заработок по
реальной покупательной
возможности кардинально не
отличается от прежних миллионов.
Да, в абсолютных цифрах бюджет
возрос, а в реальном измерении нет.

— В чем
же причина?

— Причина в
инфляции. Да, денег стало немного
больше. Кажется, что мы можем
большее их количество направить,
например, на школьные завтраки. И
направляем, но завтрак-то уже чуть
вздорожал. А вспомните осенний
ценовой рывок горюче-смазочных
материалов. Городские автобусы
сегодня заправляются бензином по
возросшим ценам, городские
котельные используют мазут по
возросшим ценам… И в результате
все денежные (цифровые) колебания
выливаются, в лучшем случае, в
сохранение старых рубежей.


Владимир Викторович, из вашего
рассуждения и из элементарного
понимания вещей должен вытекать
следующий вывод: если инфляция
поднимает цены на товары и
продукты, то та же самая инфляция
поднимает уровень налоговых
отчислений в городскую казну. И эти
процессы должны идти параллельно.
Судя по вашим словам, это не так.
Удорожание опережает налоговые
поступления. Почему?

— Процессы
действительно идут параллельно. В
текущих разговорах. Мы часто не
берем в расчет того факта, что
Иркутск является городом-донором.

— А
величину донорских отчислений
определяют не иркутяне?

— Да,
формально это решается на
областном уровне.

— То есть
в областной администрации решается
вопрос: будет ли бюджет города
Иркутска в 2000 году с дефицитом или
без? С новыми объектами или без них?

— В принципе
да, хотя не следует излишне
упрощать.

— В чем
может состоять упрощение ситуации?

— В том, что
экономика области находится в
весьма сложном положении, и на
дотационных территориях проживают
такие же наши люди, которых
недопустимо бросать на произвол
судьбы. И в принципе правильно
некоторую часть доходов Иркутска
перераспределять в пользу
бедствующих территорий.


Позвольте каверзный вопрос: по
официальным данным, уровень
промышленного производства в
областном центре в 1999 году составил
27 процентов от уровня 1991 года. Можно
ли этот факт квалифицировать как
бедствие?

— Можно.
Только давайте сделаем поправку,
как трезвомыслящие люди: за этот же
период в областном центре очень
мощно развернулась торговля во
всех формах. Торговые структуры —
один из главных источников
городской казны. Произошло это
только потому, что Иркутск —
транспортный и коммуникационный
узел. Можно ожидать подобных
компенсационных явлений в Заларях
или Куйтуне, где уровень
сельхозпроизводства сократился
так же, как уровень промышленности
в Иркутске? Нет. Там такая
автоматическая компенсация
невозможна. А людей оставлять
нельзя.


Владимир Викторович, бюджет 2000 года
формировался по потребностям или
по возможностям?

— Начиная с
1994 года бюджет Иркутска
формируется исключительно исходя
из возможного.


Сколько средств не хватает для
того, чтобы удовлетворить все
первоочередные потребности города?

— Для того,
чтобы по минимальному уровню
потребностей закрыть все
направления городского хозяйства,
требуется еще один существующий
бюджет.

— Так как
же администрация планирует
исполнять этот очередной бюджет
выживания, Владимир Викторович?

— Не нужно
омрачать и без того сложную
картину. Примите как факт, что
городская администрация уже имеет
многолетнюю практику работы в
условиях очень маленького бюджета.
Существует, если хотите,
положительный опыт в этом деле.
Первое, бюджет города Иркутска в
данных условиях может носить
только социальный характер.

— Почему?

— Потому что
город Иркутск является
муниципальным образованием и его
администрация выполняет в
соответствии с законом
муниципальные функции.

— Как
администрации Заларей, Куйтуна,
Чуны?

— Конечно, с
единственной поправкой на масштаб.
Так вот, в перечне наших забот —
школы, больницы, городской
транспорт, отопление и
водоснабжение, уборка улиц, ремонт
дорог и многое другое, без чего
город не может жить. Более 60
процентов иркутского бюджета — это
заработная плата учителей и врачей,
социальные выплаты малоимущим и
инвалидам, поддержка ветеранов и
детей. Заметьте, мы не говорим о
фонде развития города, о массовом
жилищном строительстве. Вы думаете,
нет потребностей? Потребности
огромны. И не только в
строительстве новых объектов, но и
в реконструкции старых. Можно
перечислять долго, начиная с ветхих
жилых домов, в которых продолжают
жить иркутяне, и завершая аварийным
положением канализационных сетей
центральной части города.


Социальный подход к исполнению
бюджета не упрощает задачу?

— В чем может
быть упрощение, в поисках
эффективных способов расходования
бюджетных средств?


Владимир Викторович, как можно
применить понятие эффективности к
факту выплаты заработной платы
муниципальным служащим?

— Просто
приведу пример. В начале каждого
лета, как вы знаете, педагоги уходят
в отпуск. Традиционно, для
своевременной выплаты отпускных
город заимствовал средства в банке,
потому что много сразу нужно
выплатить. Банку возвращал,
естественно, с процентом. Так вот, в
1999 году город не пошел в банк, а с
учителями рассчитался
самостоятельно и вовремя,
сэкономив на кредитной ставке
сотни тысяч рублей. Эффективный
подход? Дальше, переход на
страховую медицину принес много
сложностей, а порой и неразберихи.
Дабы не создавать излишних проблем
мы пошли на то, чтобы службу
городской "Скорой помощи"
финансировать напрямую из бюджета.
Потому что своевременно
подъехавшая неотложка, где врач
имеет весь необходимый набор
экстренных медикаментов, это
намного эффективнее, чем
многомесячные выяснения
бюрократических нюансов. Поиски
эффективности в этом направлении
привели к тому, что городская
администрация вступает в тесный
контакт с одной лишь медицинской
страховой компанией. Почему? Потому
что мы являемся совершенно
аккуратным плательщиком страховых
взносов на неработающее население.
Это очень значительные средства.

— А
сколько в городе неработающего
населения?

— 52 процента,
от шестисот тысяч иркутян,
находятся в трудоспособном
возрасте, 30 процентов — люди до 18-ти
лет, остальная часть населения
пенсионеры. Так вот, нас
заинтересовало, как страховые
средства возвращаются в городские
медицинские учреждения. Мы увидели
столько любопытного, что решили
включиться в этот процесс и
поправить финансовое положение
наших медучреждений. Поэтому
первая наша задача в существующих
финансовых условиях — обеспечить
стабильность функционирования
муниципальных служб. Это значит,
что педагоги и врачи должны
систематически получать
заработную плату. И это мы
обеспечим, поскольку зарплата
проходит в бюджете защищенной
статьей. По защищенным статьям
проходят медикаменты, продукты
питания для школ и больниц.

— По
защищенной статье проходит и
подготовка жилья к зиме?

— Да, как ни
странно.

— В чем
же здесь странность, Владимир
Викторович? Судя по спокойной
зимовке, Иркутск неплохо был
подготовлен к морозам в прошлом
году, почему "странной" может
оказаться такая же подготовка в
новом?

— А вам не
кажется, что подготовка к зиме
уместна там, где зима —
неожиданность, сюрприз так сказать.
Мы же находимся в состоянии зимы по
шесть месяцев ежегодно. И если мы
начинаем вдруг или планово
готовиться к зиме, это означает ни
что иное как латание дыр. Не кажется
ли вам, что в наших сибирских
условиях подготовка к зиме должна
быть обыкновенной работой, а
готовность к зиме должна быть
стопроцентной даже в июле.

— Это
было бы совершенно замечательно. Но
что для этого нужно?

— Каждый
назовет деньги и будет прав. Но
главное в другом. Необходима смена
приоритетов. Необходимо
становиться богатыми и работать на
упреждение, а не на ликвидацию
огрехов. Дело в том, что невозможно
бесконечно жить при бюджете
выживания. В городских сооружениях
накапливается элемент старения, и
наступит некий час икс, когда
конструкции начнут рушиться.

— Но ведь
пока Бог милует. Более того, в
городе появляются современные
качественные объекты. Возьмите те
же школы, в год одна новая строится.

— Снимите
розовые очки, оцените ситуацию
комплексно, всю, от канализационных
низов, до эстетических вершин. И вы
увидите, что проблем больше, чем
можно преодолеть с сегодняшней
городской кассой. Да, мы строим
современные новые школы с
бассейнами, спортзалами,
компьютерными классами,
библиотеками. Строим их не в центре
Иркутска. В двухтысячном году
введем в строй еще две школы. А
теперь представьте, что эти школы
не построены, дети ютятся в старых
зданиях, и наложите эту картину на
проблему наркомании и
ВИЧ-инфекции… Впечатляет. А
динамика наркомании впечатляет? А
может город построить в течение
года два десятка спортивных залов,
чтобы обеспечить здоровый досуг
молодежи? Не может.

— Но ведь
принято решение строить каток с
искусственным льдом на 5 тысяч
зрителей. Это же здорово.

— Посвящаю
вас в один из бюджетных
"секретов". Все капитальное
строительство, заложенное в бюджет,
находится в зоне дефицита. Все 224
миллиона рублей.

— Это
значит, что при наличии средств
каток строится, при отсутствии — не
строится.

— Правильно.
На строительство катка с
искусственным льдом мы сможем
выделить средства только из
дополнительных доходов города и
после того, как будет выплачена
зарплата медикам, отпускные
учителям, обеспечена подготовка к
зиме…

— Значит,
каток может и не состояться?

— Очень
хочется, чтоб он состоялся в строго
проектные сроки. Необходимо и
завершать в ближайшие годы
реконструкцию Ивано-Матренинской
детской больницы. Необходимо
делать все, что не терпит
отлагательств.

— Для
этого нужен другой бюджет.

— В первую
очередь, нужен другой подход к
организации экономики,
производства. Будет полноценная
хозяйственная деятельность в
Иркутске — будет и достойный
городской бюджет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры