издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новая жизнь "оборонки"

Новая
жизнь "оборонки"

С января
этого года Миасский
машиностроительный завод,
работавший до сих пор на военных
заказах, начал выпускать
гражданскую продукцию, созданную
на базе засекреченных ранее
технологий. Завод представил три
новинки: термомодули для
железнодорожных пассажирских
вагонов и авторефрижераторов,
холодильные установки для
грузовиков дальнего следования.
Таким образом, как заявил на
недавнем заседании правительства
Владимир Путин, Россия выходит на
совершенно новый рынок.

Миасский
машиностроительный, внедряя в
гражданское производство высокие
технологии, производит сейчас
больше половины всех российских
термоэлектрических модулей. Первый
такой модуль был создан в нашей
стране еще в 1930 году академиком
Йоффе на основе сплава теллура,
сурьмы, селена и висмута. Однако
термоэлектрические технологии в
СССР были засекречены вплоть до 1990
года. На Западе в это время
создавали гражданскую
термоэлектрическую технику —
бытовые холодильники и
кондиционеры, в которых нет фреона
движущихся деталей. Кроме того,
термоэлектрические модули могут
работать не только в режиме
охлаждения, но и в режиме
нагревания.

Скажем,
пассажирский вагон новой
конструкции производства
Тверского вагоностроительного
завода миасские специалисты
оборудовали кондиционерами,
холодильниками, а также общим
охладителем воды. Все эти
устройства работают на
термомодулях и могут
функционировать в режиме
нагревания и охлаждения в
диапазоне температур от -7 градусов
до +80.

Первый заказ
на оснащение 300 вагонов для
Московской железной дороги
Миасский завод выполнит уже в
нынешнем году. Его разработками
заинтересовалась и Южно-Уральская
железная дорога, а также
Восточно-Сибирская. Как заявил,
выступая на заседании в
правительстве министр путей
сообщения России Николай
Аксененко, МПС уже в ближайшее
время намерено оснастить весь свой
вагонный парк термоэлектрическим
оборудованием Миасского завода.

Другая
новинка завода — первый в мире
авторефрижератор на
термоэлементах на базе
малотоннажного грузовика
"Газель". Рефрижератор может
питаться от бортовой сети
автомобиля, от автономного
бензогенератора или от обычной
22-вольтовой сети.
Термоэлектрическими модулями
намечено оборудовать и зиловские
"бычки". А вот
термоэлектрическая
сумка-холодильник, в частности, для
водительских кабин КамАЗов. Первая
партия холодильников для
автомобилей уже полностью
реализована на сумму свыше 40
миллионов рублей.

Сейчас уже с
уверенностью можно говорить, что
через какое-то время завод вступит
в новый этап своего развития.
Начнется создание универсальных
коммуникаторов, которые будут
применяться как в военных, так и в
гражданских изделиях. Все это
принципиально изменит к лучшему и
условия труда на заводе, и саму
технологию производства.

В свою
очередь и специалисты стальных
магистралей связывают с новыми
пассажирскими вагонами большие
надежды. Они справедливо полагают,
что их поступление на железные
дороги страны поможет разрешить
такие назревшие проблемы отрасли,
как повышение качества перевозок,
снижение эксплуатационных
расходов, повышение
конкурентоспособности железных
дорог.

Сергей
ИВАНОВ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры