издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Найти свою дорогу

Найти
свою дорогу

Леонид
ВЫГОВСКИЙ, начальник главного
управления общего и
профессионального образования

Нынче школу
заканчивают около 22 тысяч
11-классников и примерно 40 тысяч
9-классников. Те и другие стоят
перед ответственным выбором —
дальнейшего пути в жизни; их
сомнения и волнения разделяют
родители. Конечно, большинству из
них хотелось бы, чтобы дети
продолжили учебу, получили хорошую,
надежную профессию. Но в последние
годы в результате бурной
коммерциализации, охватившей
образование, у многих родителей
сложилось стойкое мнение:
бесплатное образование
большинству практически
недоступно, нужны либо связи, либо
огромные деньги… И все же во многом
эти представления уже не отвечают
сегодня реальности.

Дело в том,
что на рынке образовательных услуг
происходят сейчас коренные
изменения, которые пока
большинством детей и родителей не
учитываются, не принимаются во
внимание. Нынче по причинам
демографического свойства
сложилась ситуация совершенно
уникальная: общее число мест в
вузах, средних специальных учебных
заведениях и профессиональных
училищах области практически
сравнялось с числом выпускников.
Таким образом, возможность
продолжить обучение получает
каждый, чего не было прежде никогда:
число претендентов всегда
превышало на 7-8 тысяч число
вакантных ученических мест. Вместе
с этим выпускники впервые получают
реальную возможность выбора, и это
особенно наглядно было видно на
состоявшейся недавно традиционной
выставке-ярмарке "Выбери
профессию". Никогда еще в ней не
принимало участие такое количество
учебных заведений, и не только
иркутских, но и из других городов
области и даже из других регионов.

Одновременно
важные изменения происходят и на
рынке труда. На выставке-ярмарке
службой занятости был представлен
список наиболее востребованных
сегодня профессий. Что же
выяснилось? Оказывается,
доминирующее положение занимают в
нем рабочие профессии: станочники и
фрезеровщики, токари и
электрогазосварщики, штукатуры и
маляры, стропальщики и строители…
По прогнозам, спрос на них и дальше
будет расти. А где этим профессиям
обучают лучше всего? Разумеется, в
системе начального
профессионального образования -_ в
училищах и лицеях: здесь и база
необходимая имеется, и многолетние
традиции качественного обучения
сохранены. То есть рынок
образовательных услуг имеет
адекватный ответ на запросы рынка
труда.

Некоторые
возразят: мол, профессиональные
училища отрезают путь к высшему
образованию. Сегодня все обстоит
скорее наоборот. Возьмем для
примера еще одну профессию из
списка наиболее востребованных —
профессию учителя. Если раньше
выпускник педагогического училища
должен был идти либо в начальную
школу, либо в дошкольное
учреждение, то сегодня он имеет
возможность продолжить (и,
заметьте, без экзаменов) обучение в
вузе. Отучившись 2-3 года в училище,
освоив специальность (допустим,
математику), студент идет на
соответствующий курс и
соответствующий факультет
Иркутского госуниверситета ( в
нашем случае на один из самых
престижных — математический), и
получает таким образом
классическое высшее образование за
те же 5 лет. Сегодня 8 из 10 педучилищ
работают по такой сквозной
технологии, по 2-ступенчатой
системе подготовки, а из вузов,
кроме Иркутского государственного
университета, в подготовке
специалистов с высшим образованием
на базе среднего специального
задействованы еще три:
педагогический университет,
лингвистический и Братский
индустриальный институт. Вот вам
верный путь к заветному высшему
образованию, путь несколько
отличный от традиционного, но,
может быть, более надеждый и
доступный, в особенности для
сельских школьниов.

Аналогичная
сквозная подготовка
осуществляется некоторыми
профессиональными лицеями и
совместно с техническим
университетом (таких групп, правда,
пока немного, но технологию мы
отрабатываем), что означает
реальный переход от рабочей
профессии к инженерной. Между
прочим, специалисты службы
занятости инженерные
специальности тоже включают в
число наиболее перспективных.

Если мы
посмотрим список пользующихся
наибольшим спросом профессий
дальше, то найдем в нем повара и
кондитера, механиков и водителей —
все эти специальности тоже
традиционно готовятся в
профессиональных училищах. Как и
целый ряд новых, востребованных
временем, таких как домашний
воспитатель, социальный педагог и
другие.

Нет, не с
целью рекламы профессиональных
училищ говорю все это, да и не о них
одних только речь. Просто с
меняющимися реалиями жизни при
выборе профессии не считаться
нельзя. И родителям с их влиянием на
детей предстоит сказать свое
авторитетное слово, помочь им
правильно сориентироваться. В
самом деле, есть ли смысл, как в
прежние годы, устремляться толпой
на какой-нибудь престижный
факультет (сегодня престижный. А
завтра?), тем более на коммерческое
отделение, когда есть широкая
палитра ученических мест в
бюджетной сфере? Важно ведь еще и
силы рассчитать. Если конкурс на
"сверхмодную" профессию
составляет, скажем, 6 человек на
место, то пятерым уж точно
гарантирован проигрыш. Не лучше ли
уберечь детей от горечи поражения и
воспользоваться складывающейся
благоприятной ситуацией? Если
подойти к проблеме здраво, спокойно
и взвешенно, то можно выбрать
профессию, которая и спросом
пользуется, и верный кусок хлеба
обеспечит, и положение в обществе.
Родительский совет тут может
сыграть решающую роль.

И еще об
одном примечательном парадоксе
говорилось на ярмарке профессий: с
одной стороны, рынок труда насыщен,
с другой — ощущается острая
нехватка специалистов высокой
квалификации, настоящих мастеров
своего дела. А мастерство, как
известно, можно приобрести
единственным способом: точно
выбрав профессию,
совершенствоваться в ней,
поднимаясь с одной ступеньки на
другую: училище, вуз… И дальше — шаг
за шагом. От простого к сложному.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры