издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Гигантомания прошла, экскаваторы остались

Гигантомания
прошла, экскаваторы остались

— Ты что! Он
огромный! В ковш "КамАЗ"
спокойно помещается! Объем — с
железнодорожный вагон. Мне
рассказывали страшные истории о
работающем на Тулунском разрезе
шагающем экскаваторе. Информация
казалась не слишком
правдоподобной, но тем не менее, в
поисках жареного, я отправился на
разрез "Тулунский".

Тряская
дорога на "Кавзике" до разреза.
Из старой и ржавой, вросшей одним
боком в землю будки КПП с грозной
надписью: "Стой где стоиш"
(орфография приведена в оригинале)
выходит разморенный жарой молодой
человек и поднимает шлагбаум.
Несколько минут — и ЭШ-65/100 передо
мной и объективом фотоаппарата во
всей красе и мощи.

Вообще-то
механики терпеть не могут, когда
сравнивают ковш этой уникальной
машины с размерами "КрАЗов" и
"КамАЗов". "Это не слишком
этично. Что по сравнению с
экскаватором какой-то там
"КамАЗ"? Муравей, песчинка".
Дело здесь не только в размерах,
дело в том оборудовании, которое
установлено на ЭШ-65/100. Это же целый
технологический комплекс! Самый
настоящий завод, при желании
передвигающийся и осуществляющий
вскрышу породы в огромных объемах
(65 кубометров — это действительно
вагон). 10 генераторов, 20
электродвигателей мощностью от 1000
до 2000 киловатт, 4 синхронных
двигателя по 2500 киловатт, 8
гидравлических насосов.
Перечислять можно долго. Сколько
составов привозили комплектующие
для экскаватора, технологи даже не
могут вспомнить. "Что-то около
десятка". Монтировали его четыре
года, из них два — сварочные работы,
которые производились и летом и
зимой (чтобы можно было варить в
минусовую температуру, заказывали
специальный прорезиненный шатер,
который надували воздухом и
прогревали калориферами), размеры
шатра были 35 метров в высоту — с
девятиэтажный дом.

Это
единственный сварной экскаватор в
"Востсибугле", другие либо на
заклепках, либо на болтах, что менее
надежно. Некоторые детали при
сборке поднимались одновременно
двумя-тремя кранами. Впрочем,
мнения технологов по поводу
рациональности содержания ЭШ-65/100
не всегда однозначны: "Он окупает
себя, за ним может идти не один, а
два роторных экскаватора — так
много угля он вскрывает, но сам
механизм ЭШ таков, что поломка
одного приводит к остановке всего
комплекса. Поэтому было бы лучше
три двадцатикубовых экскаватора,
чем один с ковшом в 65 кубометров. К
сожалению, об этом можно сегодня
только рассуждать, реально ничего
нельзя сделать. Да и не нужно это,
пожалуй".

Однако
обслуживающий персонал
справляется, машина,
смонтированная уже семь лет назад,
работает исправно. Когда я спросил
у одного из членов экипажа ЭШ,
сложно ли поддерживать его в
работоспособном состоянии, он,
улыбнувшись, пожал плечами:
"Живем потихоньку".

Илья
ЩЕГОЛИХИН

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры