издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Беречь государственную копейку

Беречь
государственную копейку

Василий Митрофанов,
председатель Контрольно- счетной
палаты
области:

"Отношение
к контролю — это индикатор, на
котором проверяются уровень
политической и гражданской
зрелости государственных
чиновников, их подлинной заботы об
улучшении жизни людей"

— Василий
Алексеевич, год назад на
Всероссийском совещании в Москве
была создана Ассоциация
контрольно-счетных органов РФ.
(АКСО РФ). В начале декабря текущего
года состоялась вторая конференция
ассоциации, в которой вы приняли
участие. Как вы оцениваете
прошедший год с точки зрения
развития региональной системы
государственного финансового
контроля и проблем, которые
необходимо решать?

— В.М.: Если
говорить о работе руководства
ассоциации, то здесь многое
сделано: созданы органы управления,
решены организационно- правовые
вопросы ее становления и
деятельности, контрольным органам
на местах оказана существенная
информационно-методическая помощь.
Это не могло не сказаться и на
развитии системы государственного
контроля в целом по стране. В
настоящее время контрольно-счетные
органы созданы в 69 субъектах РФ,
почти в 40 из них они функционируют
как самостоятельные, имеющие
статус юридического лица. И тем не
менее этого пока недостаточно. Как
сказал в своем докладе
председатель Счетной палаты РФ
Степашин С.В., "говорить о наличии
в стране всеобъемлющей системы
государственного финансового
контроля, соответствующей новой
структуре государственной власти и
управления, пока не приходится".
В 20 субъектах РФ до сих пор не
созданы собственные
контрольно-счетные органы.
Характерно, что эти регионы, как
правило, не относятся к числу
благополучных. Многое, конечно,
зависит от отношения органов
исполнительной и законодательной
власти к вопросам контроля. Вот
фрагмент из доклада Степашина С.В.:
"Там, где контрольно-счетные
органы работают добросовестно и
ответственно, зачастую возникают
острейшие противоречия между ними
и органами законодательной и
исполнительной власти. Выражается
это в стремлении понизить статус,
ограничить права и полномочия
контрольно-счетных органов, скрыть
от них необходимую информацию,
бюрократически небрежно
реагировать на их запросы и т.д.".
Степашин С.В. подчеркнул, что
президент России считает подобную
ситуацию недопустимой.

— Василий
Алексеевич, касаются ли какой-либо
частью эти проблемы
контрольно-счетной палаты нашей
области?

— В.М.:
Действительно, позиция ряда
местных органов власти по
отношению к вопросам контроля
совершенно противоречит здравому
смыслу. Разве это не парадокс —
вместо того, чтобы использовать
контрольно-счетные палаты в
качестве мощного рычага сбережения
и экономного расходования
бюджетных средств, органы власти
чинят им всевозможные препятствия.
Хотелось бы верить, что эти
проблемы нас не коснутся.
Взаимоотношения палаты,
Законодательного собрания и
администрации области строятся на
конструктивной, деловой основе. А
проблемы наши лежат несколько в
иной плоскости: как, каким образом
обеспечить дальнейшее наращивание
эффективности и качества
аудиторской работы. База для этого
у нас есть. Депутаты
Законодательного собрания первого
созыва проявили мудрость и
дальновидность, заложив в Устав
области специальную статью о КСП и,
создав, затем, на ее основе
соответствующий закон, который мы,
по оценке законодателей, исполняем
честно и добросовестно. Всем хорошо
известно, что опыт и практические
результаты работы нашей палаты
высоко оценены и признаны на
федеральном и межрегиональном
уровнях. Однако, полагаясь на
накопленный опыт и
интеллектуальный потенциал КСП,
могу заверить, что это не предел. Мы
довольны тем, что депутаты
Законодательного собрания
третьего созыва инициировали
внесение изменений в закон о КСП,
которые бы обеспечили решение
задач бюджетного контроля на более
высоком уровне. Нам известно, что
проект новой редакции закона
подготовлен и одобрен комиссией по
контрольной деятельности ЗС,
подписан четырнадцатью депутатами
и направлен в комитеты и комиссии
Законодательного собрания.
Надеемся, что и остальные депутаты
его поддержат.

Ставить
вопрос об укреплении системы
бюджетного контроля побуждают и
другие причины. Дело в том, что
контрольно-счетные органы
осуществляют внешний финансовый
контроль, что недоступно ни одному
звену ведомственного контроля. Их
создание — это не чья-то прихоть, это
требование времени, потребность
общества в контроле за тем, как
власти всех уровней распоряжаются
государственными финансами и
собственностью. Такой контроль
особо значим, он является основой
доверия граждан к власти и,
соответственно, к государству. Я бы
еще добавил к этому, что отношение к
контролю со стороны чиновников и
должностных лиц — это как
своеобразный индикатор,
показывающий уровень их
политической и гражданской
зрелости, не показной, а реальной
заинтересованности в наведении
порядка и улучшении жизни
населения.

— Какие шаги
будут предприняты по линии АКСО для
развития и укрепления системы
государственного финансового
контроля? В определенной степени
часть ответственности за это вы
должны будете взять и на себя лично,
поскольку на конференции вас
избрали членом президиума
ассоциации.

— В.М.: на
конференции в очередной раз был
остро поставлен вопрос о
необходимости совершенствования
правовой базы регионального
государственного финансового
контроля, придания четкости и
определенности правового статуса
контрольных органов. Да, в
Бюджетном кодексе закреплено право
субъектов РФ на создание
контрольных органов для проведения
внешнего аудита, указано, что эти
органы являются полноправными
участниками бюджетного процесса.
Однако в силу ряда причин
претендовать на статус документа, в
полной мере решающего проблемы
создания и укрепления системы
государственного финансового
контроля в России, БК РФ не может.
Поэтому актуальность вопроса о
создании единой общероссийской
нормативной и правовой базы
остается острой. В связи с этим
Счетная палата РФ настойчиво
добивается принятия федеральных
законов "О государственном
финансовом контроле в РФ" и "Об
основах организации и деятельности
контрольно-счетных органов в
субъектах РФ", проекты которых
находятся в Государственной Думе
РФ. Принимавшие участие в
конференции представители
Государственной Думы и Совета
Федерации заявили о поддержке этих
усилий и содействии в скорейшем
принятии данных законов.

Предполагается
осуществить комплекс других мер по
оказанию поддержки региональным
органам контроля, совместному со
Счетной палатой РФ планированию и
проведению контрольных
мероприятий в регионах,
всесторонней информационной,
методической и правовой помощи,
созданию единой методологической
базы контроля и т.д. Полагаю, что
заметно укрепит позиции местных
аудиторов — создание отделений
ассоциации в федеральных округах. В
четырех из них, в том числе в
Сибирском, такие отделения уже
созданы.

— Василий
Алексеевич, результаты работы КСП
широко известны общественности и
населению области. И тем не менее
читателям "Восточки" было бы
интересно узнать, чем примечателен
для аудиторов палаты уходящий год,
насколько пополнилась ваша
аудиторская копилка?

— В.М.: В
апреле мы отметили 5-летие
образования КСП, подвели, как
водится, итоги, которые были
преданы широкой гласности и
положительно оценены депутатским
корпусом и общественностью
области. Характерная особенность
работы палаты — движение по
восходящей. По итогам пятилетия и
за прошедший год было выявлено
имущественных и финансовых
нарушений на сумму более 10 млрд.
рублей. В результате мер, принятых
администрацией, Законодательным
собранием области, хозяйствующими
субъектами, контрольно-счетной
палатой в областную казну
возвращено около 500 млн. рублей, в
том числе в 2001 году — около 15 млн.
рублей.

Большое
значение мы придаем
экспертно-аналитической работе, и
особенно той ее части, которая
связана с бюджетным процессом,
формированием и исполнением
бюджетов. Для этого активно
используем созданную в КСП
солидную
информационно-аналитическую базу,
позволяющую объективно и
оперативно сопоставить бюджетные
проектировки с реальной финансовой
ситуацией в регионе, находить
дополнительные источники
бюджетных поступлений. Например,
при формировании уточненного плана
консолидированного бюджета
области на 2000 год на основе
экспертизы КСП в него были
дополнительно включены доходы на
сумму 2113 млн. рублей, в областной
бюджет — на 616 млн. рублей. При
формировании и исполнении
консолидированного бюджета
области на 2001 год общий объем
дополнительно включенных
источников доходов составил более
2,5 млрд. рублей, в том числе при
принятии бюджета — 928 млн. рублей.
При обсуждении проекта бюджета на
2002 год именно экспертное
заключение КСП предостерегло
Законодательное собрание от
принятия необоснованного решения
об его отклонении, так как в нашем
заключении был аргументирован
достаточный уровень достоверности
основных характеристик проекта
бюджета, необходимых для принятия
его в первом чтении.

Что нас
ожидает в наступающем году? Я вновь
подчеркну, что коллектив палаты
способен решать более сложные
задачи. Например, мы уже активно
осваиваем новый участок работы —
проверку бюджетов муниципальных
образований, к чему нас обязывает
недавно принятый закон "О
межбюджетных отношениях в
Иркутской области". Что касается
всего комплекса задач и полномочий,
то все будет зависеть от того, по
какому закону мы будем работать. Я
оптимист и верю, что на сессии ЗС
при обсуждении проекта новой
редакции закона о КСП возобладают
государственный подход к делу,
понимание происходящих в обществе
процессов, реальная, а не показная
озабоченность в наведении должного
порядка в бюджетных делах, и будет
принято верное решение. Если
откровенно, то нет ни одного
серьезного аргумента в пользу того,
чтобы поворачивать вспять
отлаженный механизм финансово-
бюджетного контроля.

Хотел бы в
заключение тепло поздравить
читателей уважаемой
"Восточки", всех своих коллег
по финансовой и контрольной
деятельности с наступающим Новым
годом, пожелать всем доброго
здоровья, счастья, новых трудовых
свершений!

Беседу
вел
Владимир ТИШИН

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры