издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Трассы мужества

  • Автор: Евгений Алтунин, профессор. Инвалид Великой Отечественной войны. Иркутск

Очень хочется рассказать о человеке, отдавшем отечественной
авиации всю свою жизнь. О человеке, чья судьба как бы
неразрывна от взлета нашей страны, от ее битвы за свободу
и независимость. Человек этот — Георгий Станиславович
Бенкунский. О нем не написаны книги, не сложены стихи.
Но вся его жизнь, его преданность раз и навсегда избранному
делу заслуживают того, чтобы нынешнее поколение знало
о том, что личное мужество и личная порядочность всегда лежали
в основе достижений государства. Георгий Станиславович,
окончив в 1933 году Третью Балашовскую школу ГВФ, прибыл
на работу в Иркутск, где и летал в девятом авиаотряде.
Сохранился один из его рапортов тридцать шестого года
на имя начальника Восточно-Сибирского управления гражданской
авиации Голованова и начальника политотдела Чернова: «16
апреля совершил последний зимний рейс в Якутию. За зимнюю
навигацию прошли 14220 км, перевезли более шестидесяти
пассажиров и более десяти килограммов почты. Закончили
зимнюю навигацию без аварий и вынужденных посадок. Заверяем
командование и политотдел в том, что в летней навигации
приложим все силы, чтобы добиться еще большего успеха».

Не зря маршрут Иркутск — Бодайбо — Якутск в конце тридцатых
годов был назван трассой мужества. Чтобы освоить и потом
безаварийно совершать перелеты по этой трассе, нужны
было немалое мастерство, выдержка, храбрость. Всеми
этими качествами летчик Георгий Бенкунский обладал в
полной мере, что и подтвердилось во время Великой Отечественной
войны. С самого ее начала он в составе Московской авиагруппы
ГВФ особого назначения дрался с врагом в небе над Москвой.
На вооружении авиагруппы были самолеты Пс-84 (Ли-2).
И летали эти «небесные тихоходы» туда, где складывалась
особенно тревожная обстановка. Москва, потом Ленинград,
потом Сталинград, Севастополь, Кавказ — все это трассы
мужества летчика Бенкунского, единственного во всем
Аэрофлоте линейного пилота, награжденного четырьмя орденами
Ленина, многими другими орденами и медалями.

О беспосадочном перелете через Северный полюс в Америку
Валерия Чкалова справедливо сложены поэмы. Но разве
только Валерий Чкалов и еще несколько столь же известных
летчиков, чьи имена и по сей день громко звучат, составляют
гордость нашей отечественной авиации? После войны
Георгий Станиславович налетал в общей
сложности почти тридцать тысяч часов. Летал в Америку,
на Северный полюс, в Африку, в страны Западной Европы
и Азии. Освоил все виды винтовых и турбовинтовых самолетов
гражданской авиации. А в 1971 году за многолетний безупречный
труд, за прекрасную подготовку молодых кадров ему было
присвоено почетное звание «Заслуженный пилот СССР».

В одной из своих встреч с этим удивительным человеком
я спросил о том, что более всего запомнилось ему в его
многотрудной и такой богатой биографии. И он ответил:
«Война! Война — это нечеловечески тяжкое дело. Но его
нужно было делать, потому что иного пути к спасению
страны не было…»

Кстати, свой первый орден Ленина Георгий Станиславович
Бенкунский получил именно за оборону столицы нашей Родины.
И далее все его награды — как этапы одной великой
трассы мужества, покорившейся ему.
Он часто вспоминал Великую Отечественную войну; его очень
тревожили факты забвения безвестных солдатских могил. Потому что
победа наша ковалась не одними известными героями, но и
миллионами скромных, честных, преданных отечеству людей.
Одним из них и был Георгий Станиславович Бенкунский.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер