издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Байкалвестком" в вопросах и ответах

20 февраля 2003 г. в рамках ежегодной выставки "Сибинфоком. Системы безопасности" руководители ведущего оператора сотовой связи Восточной Сибири, компании "Байкалвестком" провели пресс-конференцию, на которой представили результаты работы в прошедшем году, а также планы компании. На вопросы присутствующих отвечали генеральный директор ЗАО "Байкалвестком" Владимир Шаповалов, начальник отдела сотовой связи Сергей Жарких, начальник отдела маркетинга Александр Цветков, начальник отдела обслуживания абонентов Ольга Бурцева, начальник отдела продаж Лариса Гузяева. Беседа получилась интересная, и мы решили воспроизвести для читателей "Восточки" ответы на самые актуальные вопросы, дополнив их ответами на, ежедневно направляемые абонентами непосредственно на корпоративный сайт компании.

Все вопросы мы объединили в 5 основных групп, каждая из которых являет собой одно из направлений
работы компании.

Сеть

— Каковы Ваши планы на 2003 год? Планирует ли компания дальнейшее территориальное расширение?

— Безусловно, в 2003 году компанией намечен этап расширения, который затронет прежде всего
пригородные зоны и дачные массивы, а также основные трассы области, такие как Иркутск — Ангарск, Иркутск —
Листвянка, Шелехов — Большой Луг. Есть в планах компании новые города и поселки: Зима, Слюдянка. Сюда же
можно отнести значительное территориальное расширение покрытия Черемхова.

Однако начиная с 2002 года приоритетным направлением было и остается улучшение качества связи на
уже покрытых территориях. Качество связи — один из ключевых параметров для оценки работы оператора, и
наша компания прилагает максимум усилий для обеспечения комфортной работы наших абонентов.

— Чем отличается стандарт GSM 900 от GSM 1800? И что лучше для потребителя?

— Протокол GSM в мире имеет 3 разновидности — GSM 900/1800/1900 (третий диапазон применяется в
США, где европейские 900 и 1800 МГц заняты другими службами), фактическим отличием которых является
только частотный диапазон (предоставляемый же сервис услуг в большей степени зависит от самого оператора).

Из теории известно: чем выше частота, тем меньше радиус соты, а точнее — максимальное удаление
абонента от базовой станции (в GSM 900 это расстояние составляет порядка 35 км, а в GSM 1800 — 10 км). В
зависимости от задач, которые ставит перед собой оператор сотовой связи при построении сети (ну и,
естественно, наличия лицензии), и происходит выбор стандарта.

В условиях невысокой плотности населения, небольших и далеко расположенных друг от друга
населенных пунктов важнейшим фактором является радиус удаленности от базовой станции. И в этом отношении
стандарт GSM 900 выгодно отличается от GSM 1800. Если попытаться охватить как можно большую территорию
сетью GSM 1800, это потребует значительных капитальных вложений в строительство сети. Как следствие,
получаются значительные сроки окупаемости вложенных средств и/или высокие тарифы на услуги.

А вот при построении сети в условиях мегаполиса идеально подходят стандарты GSM 1800/1900, которые
позволяют одновременно работать на относительно небольшом пространстве большому количеству абонентов.

11 декабря 2001 года компания «Байкалвестком» получила лицензию на предоставление услуг сотовой
связи в стандарте GSM-1800, что является очень важным шагом в построении современной двухдиапазонной
сети GSM-900/1800. Еще летом 2002 года компания произвела монтаж первых базовых станций стандарта GSM-
1800 в г. Иркутске. В настоящее время в гг. Иркутске, Ангарске уже установлено более 10 базовых станций GSM-
1800, а в целом двухдиапазонная сеть GSM нашей компании включает в себя около 60 базовых станций.
Комбинирование двух частотных диапазонов в построении сети GSM — общепринятая мировая практика. Сеть
GSM-900 позволяет компании максимально расширить площадь покрытия, а дополняющая ее сеть GSM-1800 —
увеличить емкость сети в местах ее наибольшей загрузки.

— Почему в тарифе «120 секунд» связь отключается на 31 минуте? Что это — ограничение тарифа или
особенность стандарта?

— На Иркутской междугородной станции, через которую транзитом проходит часть звонков нашей
компании, установлен параметр ограничения разговора до 30 мин. Указанный параметр также активирован и на
нашем коммутаторе GSM в г. Иркутске. Таким образом мы пытаем помочь абонентам избежать выставленных на
крупные суммы счетов в случаях, когда по какой-либо причине (например, при отсутствии блокировки
клавиатуры случайный посыл вызова) абонентом не был завершен разговор. А надо признать, что такие случаи в
нашей практике встречаются довольно часто.

— Сейчас функция «определитель номера» реализована не полностью (не определяются номера очень многих
городских телефонов). Есть ли в планах компании нормальная реализация этой услуги?

— Данная ситуация характерна для многих операторов: процент определения городских номеров при звонках на
мобильные номера различных форматов сильно отличается. Это объясняется различными маршрутами
прохождения звонков при наборе городских и федеральных номеров.

Если звонящий Вам набирает Ваш шестизначный номер, то на Вашем телефоне будут определяться номера АТС
20, 22, 23, 24, 25, 42, 44 и телефоны компании стандарта GSM и NMT. Если, звоня Вам, будет набираться Ваш
федеральный номер, то у Вас будут определяться номера практически всех городских АТС.

Маршрут вызова на федеральные номера идет через междугородную АТС, которая всегда определяет номер
звонящего абонента и передает его в сеть «Байкалвестком». Поэтому для абонентов с федеральными номерами
определяются все номера из Иркутской области, а также некоторые междугородные и даже международные.

При прохождении вызова в городском формате через станции ГТС используютcя различные типы
межстанционных сигнализаций, в большинстве которых информация о номере звонящего просто не передается и,
соответственно, не доходит до сети ЗАО «Байкалвестком». Определение городских номеров происходит только
для тех станций ГТС, которые так же, как и ЗАО «Байкалвестком», используют систему общеканальной
сигнализации N7 — универсальную многофункциональную систему межстанционной сигнализации,
ориентированную на поддержку практически всех уже известных, а также будущих интеллектуальных услуг
связи. Ситуация может измениться в лучшую сторону (в плане определения большего количества городских
номеров) только в ходе обновления узлов ГТС.

При подключении услуги «определитель номера» каждый абонент в обязательном порядке информируется о том,
какие именно номера ГТС определяются.

Конкурентная среда

— Ваши прогнозы развития телекоммуникационного рынка области. Ожидается ли приход нового оператора?

— Рынок мобильной связи в России — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей.

Поэтому мы ожидаем прихода новых конкурентов и готовимся к ужесточению конкурентной обстановки на
рынке мобильной связи Иркутской области. И если ранее конкуренция велась на уровне продуктов (БВК
предлагал услуги связи в стандартах GSM 900/1800 и NMT 450, а «Корпорация Северная Корона» — в стандарте
DAMPS -800), то в 2003 г. нас ждет конкуренция услуг и цен, поскольку мы прогнозируем появление новых
операторов в стандарте GSM, как в наиболее перспективном в РФ в настоящее время.

ЗАО «Корпорация Северная Корона» анонсировало запуск своей иркутской сети GSM 1800 еще в октябре 2002 г.,
тем не менее по каким-то причинам этого не произошло. Очевидно, что в 2003 г.
данная сеть будет запущена в
эксплуатацию. Кроме этого, с большой долей вероятности следует ожидать появления в Иркутской области кого-
то из «большой тройки» (МТС, БиЛайн, Мегафон).

— Сейчас много говорят о появлении конкурента в стандарте GSM. Готовы ли Вы к
этому?

— Как принято считать, конкуренция очень полезна потребителям услуг. Действительно, зачастую цены начинают
снижаться, а выбор продуктов — увеличиваться. Тем не менее

на практике конкуренция важна и для производителей, в нашем случае — операторов мобильной связи. Она
заставляет работать быстрее и продуктивнее.

Мы готовы к приходу сильных конкурентов. В рамках программы «Нам доверяют» наша компания проводит
непрерывную работу по расширению площади покрытия и улучшению качества связи, улучшению уровня
обслуживания абонентов, открытию новых офисов продаж и обслуживания. Как было сказано выше, мы готовы и
к снижению цен.

В текущем году мы приложим все усилия, чтобы абонент, выбирающий «Байкалвестком», остался доволен своим
выбором.

Тарифная политика

— Почему такая разница в стоимости звонков в сети GSM и NMT?

— Наличие таких двух принципиально разных по своим качественным характеристикам продуктов, как GSM и
NMT, требует применения и различных схем тарификации.

Стандарт GSM заслуженно является на сегодняшний день наиболее популярным во всем мире. Поэтому он
является более дорогим по сравнению с остальными стандартами — такова практика работы многих операторов,
предоставляющих услуги одновременно в двух стандартах.

Стандарт NMT по-прежнему предоставляет высокое качество связи. Но список дополнительных услуг и
оборудования данного стандарта весьма ограничен. Мы позиционируем данный продукт прежде всего как
недорогую качественную связь в крупных городах области.

— Ожидается ли снижение стоимости в сети GSM?

— Безусловно, все наши клиенты заинтересованы в минимизации своих затрат на мобильную связь. Бесспорно
также и то, что БВК имеет определенные границы снижения цен, заданные бюджетом компании и интересами
развития предприятия в целом.

Тем не менее с 17 февраля 2003 г. в стандарте GSM нами была запущена в коммерческую эксплуатацию серия
тарифов под общим названием «Бизнес». Она предназначена для абонентов с объемом трафика от 5 минут в день
и более. В рамках серии существуют 4 однотипных тарифных плана с различным объемом бесплатных минут,
включенных в абонентскую плату. По сравнению с тарифами, существовавшими ранее, реальная экономия
средств абонентов колеблется от 10 до 30% в зависимости от объема разговоров.

Хотелось бы также напомнить нашим абонентам о вещах достаточно привычных, но от этого не менее
значимых. Речь идет о бесплатной междугородней составляющей разговоров Иркутск — Ангарск — Шелехов —
Усолье-Сибирское — Саянск — Черемхово (стандарт GSM 900/1800) и Иркутск — Ангарск — Шелехов — Усолье-
Сибирское и Братск — Усть-Илимск (стандарт NMT — 450i), которую наша компания предоставляет всем своим
абонентам с самого начала своей работы.

Наша компания ставит перед собой на 2003 г. очень высокие цели — фактическое удвоение абонентской базы.
Гроссмейстерскую для Иркутской области цифру в 100 000 абонентов по планам мы должны перешагнуть еще до
наступления осени. Достигнуть таких показателей без либерализации ценовой политики практически
невозможно. Поэтому система «Бизнес» — это только первый шаг в создании новых, более удобных тарифных
планов. Помимо непосредственно тарифов, уже в первом полугодии 2003 г.
нашим абонентам будут
представлены «Программа обслуживания VIP-клиентов» и «Бонусная программа».

— Планируете ли Вы введение GPRS, WAP?

— В настоящей конфигурации сети GSM компании «Байкалвестком» функционирование услуги GPRS невозможно, и
ее внедрение требует значительных инвестиций. В данный период наша компания считает более целесообразным
осуществлять инвестиции в географическое расширение сети и увеличение ее емкости.

Точная дата ввода услуги в сетях GSM компании «Байкалвестком» не определена. Во многом она зависит от
спроса на данную услугу, дальнейшего развития телекоммуникационного рынка области и результатов
эксплуатации данной услуги в сетях ведущих операторов России.

WAP-технология в настоящее время тестируется нашей компанией, ее запуск в коммерческую эксплуатацию
возможен уже в 1 полугодии.

Обслуживание, сервис

— Как Вы относитесь к обвинениям абонентов в некорректности обсчета звонков и списании денежных средств с
лицевых счетов?

— Для начала коротко о технической стороне организации оплаты. Сумма расходов абонента формируется в
результате взаимодействия биллинговой системы и коммутатора (который позволяет совершать и принимать
звонки). Информация о разговорах накапливается в базе данных. Затем, через определенные интервалы времени,
передается биллинговой системе, которая осуществляет «оценку» разговоров в соответствии с конкретным
тарифным планом.

Ключевым параметром является периодичность, с которой происходит общение между коммутатором и
биллинговой системой. Если не происходит ничего непредвиденного, то периодичность обсчета звонков в
компании «Байкалвестком» такова: в стандарте GSM — 1 раз в час, в стандарте NMTi — 1 раз в полчаса. По
завершении обсчета баланс уменьшается на сумму, начисленную за звонки в течение часа /полчаса
соответственно. А вот начисления за периодические услуги, например, определитель номера, происходит раз в
сутки ночью.

Все платежи как по карточкам «Экспресс-оплата», так и наличными заносятся на баланс мгновенно.
Статистика по скорости расходования средств обновляется раз в сутки, и тоже ночью.

Однако иногда, например, при резком росте абонентской базы, происходит некоторое запаздывание
контактов коммутатора с биллинговой системой оператора. Кроме того, несколько первых дней месяца (как
правило, 3 первых дня, когда происходит формирование ежемесячных счетов за услуги) биллинговая система не
производит снятие средств со счета и потом снимает за три дня.

Более сложные прецеденты связаны с использованием дополнительных услуг, таких как роуминг или
междугородные звонки. Так, оплата за роуминг осуществляется на основании счетов, выставленных ЗАО
«Байкалвестком» тем оператором, к услугам которого Вы прибегали. Информация о совершенных в роуминге
или в междугородную службу звонках приходит через некоторое время (договорные сроки для роуминга — до трех
месяцев, для м/г — две недели), что приводит к единовременному списанию крупных сумм.

Нередко претензии возникают из-за того, что абоненты не знают некоторых технических нюансов: звонки
на устаревшие АТС, факсы, АТС с определителем номера и т.д.

«Ошибки» в счетах, безусловно, случаются. Но претензии к операторам часто не обоснованны.
Разобраться в данной ситуации позволяет детализированный счет. В рамках программы «нам доверяют»
декабрь 2002 года был объявлен в компании месяцем бесплатной детализации.

— В бегущей строке было показано объявление о Вашем call-центре. Хотелось бы узнать о нем более
подробно.

— Необходимость создания единой информационно-справочной службы компании появилась уже давно.
Мы предоставляем услуги в 10 городах Иркутской области,
но лишь в самых крупных из них созданы филиалы и
выставочные залы, где можно было получить квалифицированные консультации. Да и в целом возможность
получения оперативной и полной информации по телефону в современном бизнесе трудно переоценить.

В канун новогодних праздников наша компания ввела в эксплуатацию CALL-центр, осуществляющий
распределение и обработку телефонных звонков. На сегодняшний день в центре работает свыше 20
специалистов, каждый из которых в среднем обрабатывает 35-40 звонков в час. Любой абонент компании в
любое время суток может получить квалифицированную помощь в вопросах текущего обслуживания,
первичных консультаций по тарифным планам и оборудованию, сервисного обслуживания и ремонта, а также
ознакомиться с последними новостями компании.

Каналы дистрибуции

— Почему у Вас такие высокие цены на оборудование? В Москве можно купить данные аппараты на 2-3 тыс.
дешевле.

— Компания «Байкалвестком» является ОПЕРАТОРОМ, предоставляющим УСЛУГИ сотовой связи в cтандартах
NMT-450i и GSM 900/1800 на территории Иркутской области. Продажа оборудования никогда не была основным
направлением компании.

Данное направление активно развивается официальными дилерами/агентами компании, в отделах продаж
которых Вы можете не только приобрести сотовый телефон, но и подключиться к сети компании
«Байкалвестком». Цены на аппараты у них гораздо ниже, чем в БВК. И мы рады, что их появление повлекло за
собой возможность приобрести сотовый телефон для большего количества желающих, для которых ранее он был
недоступен.

— Планируется ли компанией увеличение количества собственных офисов?

— В этом году нами уже сделаны первые серьезные шаги на пути улучшения сервиса: открыты 2 новых
офиса в городах Ангарск и Усолье-Сибирское. Кроме того, в 2002 году был обновлен центральный офис
компании. Строители и дизайнеры сделали все возможное, чтобы наши абоненты чувствовали себя здесь
комфортно и уютно.

В самое ближайшее время в центре Иркутска (ТЦ «Триумф») будет открыт новый выставочный зал.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер