издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Крест на перевале

  • Автор: Александр КОШЕЛЕВ, заслуженный путешественник России

Нет за мужика поборника

супротив Николая.

Русская пословица

В августе 1990 года наша туристская тройка, сложив каменную
пирамиду-тур на дотоле явно нехоженом перевале в центральной части
Байкальского хребта между источными ручьями Верхней Ирели и Куркулы, —
нарекла перевал именем святого Николая. А через два года новое
географическое название было узаконено: оно появилось на туристской карте,
изданной Комитетом по геодезии и картографии России на русском и
английском языках. Очень может быть, что вот такое присвоение церковного
имени природному географическому объекту в отечественной картографии
вообще беспрецедентно. Ну, а теперь — что, почему и как.

Считается, что именем Николая в мире названо больше населенных
пунктов, православных и католических церковных сооружений, чем именами
всех остальных святых, вместе взятых. Среди модификаций
имени: Николай Чудотворец, Николай
Мирликийский, Николай Угодник, Святитель Николай, Никола Воитель,
Никола Ратный, Николай «морской», Никола Заступник,
Николай Скорозаступник, Николай Добрый.

Среди титулов у Николая — скорозаступник, к нему следует взывать по
вопросам, не терпящим отлагательства. К примеру, в пропасть падаешь с
обрыва или байдарка перевернулась… Однажды, грибы утром рано собирая, я
обнаружил, что потерял связку ключей, штук десять: от квартиры,
рабочего кабинета, дачи, гаража — страшное дело! Воззвал к своему небесному
патрону (кстати, мне потом в Германии сказали, что у них в аналогичных
ситуациях надо обращаться к Святому Христофору),
поскольку без небесной помощи было просто никак: не на улице потерял, не на
дороге, а в лесу, в траве, двигаясь зигзагами. Пошел назад, след свой
отыскивая. Следопыт-то я не из последних, к тому же роса ночью легла
обильная, а по росе шаги найти полегче. Минут через 20 ключи звякнули под
ногой — естественно, слава святому Николаю!

Была ли у Николая земная жизнь, имеется ли у него реальный,
бесспорный прообраз — здесь я сомневался до тех пор, пока не прочел статьи в
мифологическом словаре и не приобрел замечательную книгу.
Это репринтное издание по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II — «Житие и чудеса Св.Николая Чудотворца, архиепископа
Мирликийского, и слава его в России».
Это серьезнейший, исследовательский труд
об истоках культа популярнейшего в мире
святого, о формировании его образа, о явно позитивном значении этого культа —
с описанием десятков чудотворных икон Николая, посвященных ему церквей и
их многоступенчатой, многотрудной судьбы.

Родился Николай в 260 году в богатой семье в Малой Азии. При крещении
младенцем три часа простоял на ножках в купели, воздав честь Пресвятой
Троице. При кормлении брал лишь правую грудь матери, знаменуя свое
последующее стояние по правую руку Господа (одесную) в группе
проповедников (помнится, иконы Николая — всегда справа от входа в церковь).
Когда один
разорившийся богач для поправки дел придумал пустить на панель трех
дочерей, Николай инкогнито подкинул горемыке трижды по мешку денежной
массы — в результате тот не впал в грех, а девушки вышли замуж.
По пути в Палестину на поклонение гробу Господню обнаружил дар
чудотворца, укротив бурю, воскресив убившегося матроса и сотворив
кое-что по мелочи. Вернувшись, стал священником, а вскоре — архиепископом
Мир, главного города Ликийской области (вот откуда «Мирликийский»). В 325
году, будучи делегатом Первого вселенского христианского собора в Никее, в
ходе дискуссии влепил пощечину коллеге-епископу, лидеру оппозиционеров-
еретиков Арию. Николай был
наказан за рукоприкладство: решением суда ввергнут в темницу. Отбыв
срок, успешно продолжал творить чудеса. Одно из них имело большое
общественное звучание и по масштабу сопоставимо с чудесами Сына Божьего:
когда в Ликии случился крупный голод, Николай явился во сне к купцу,
проплывавшему мимо по морю на груженом зерном судне, и уговорил его взять
курс на Миры, где товар пошел по хорошей цене.

Умер Николай 19 декабря 341 года, а 22 мая 1086 (1088?
1096?) года его мощи перенесены в приморский город Бари области
Апулия.

Чудодейственная сила мощей Николая просто умопомрачительна. Если
бросить в бушующее море пузырек с миро (освященное, чудодейственное
масло), которое сочится из его останков, то море успокоится.

Иконы с Николаем по заказу разных православных храмов выполнили
наши знаменитейшие живописцы-передвижники Васнецов,
Верещагин, Маковский, Нестеров. Репин для музея
императора Александра III (теперь — Русский музей) нарисовал картину
«Св.Николай избавляет невинно осужденных от меча».
Изображения Николая, думаю, есть во всех
иркутских церквах — либо просто портретные образы, либо в окружении сцен
его чудотворных деяний. В альбоме «Иркутский художественный музей» воспроизведены три
иконы: «Избранные святые Николай, Илья и Флор» северного письма и «Святой
Николай Чудотворец» — иркутского письма.

Николай — явно самый почитаемый святой зоны Байкала, здесь известен
целый ряд его чудотворных образов. Самая знаменитая икона — это резной образ
Николая так называемого Можайского типа: во весь рост, с мечом в правой
руке и храмом в левой, символами воинской и духовной защиты Родины и
православия. По преданию, доска с резным барельефом приплыла к берегу близ
устья реки Голоустной в 1720 годах, некоторое время образ хранился на
месте его явления в специально сооруженной часовне, затем перемещен в
Посольский монастырь на противоположном берегу, а в «свою» часовню его
приносили на зиму по льду. Образ «батюшки Михолы» был популярен у бурят
и гастролировал по их улусам до границ с Монголией.

Похоже, в 1670 году часовня Николая Святителя была сооружена в
Тункинском остроге. Тункинский
Николай был очень популярен: во время крестных ходов в поселениях
Тункинской долины ему кланялись и шаманисты, и ламаисты — кто с крестным
знамением, кто со сложенными ладонями, с касанием иконы головой и ее
обнюхиванием с глубоким вздохом, как это было принято вместо поцелуя.
Кроме «батюшки Михолы», у святого было местное имя Саган Убукгун —
«Белый Старик».

Еще один Николай украшал церковь села Иргинского в 60 верстах от
Читы. Там о великом Святителе бытует такое предание. Жили в селе
четыре трудолюбивых и праведных брата. Затаил к ним зависть и злобу
местный воевода и в наказание за какое-то незначительное нарушение повелел
наловить в Иргинском озере столько рыбы за одни сутки, чтобы набить
рыбьими языками 40 бочек. За отказ выполнить абсурдное и издевательское
приказание братьев казнили накануне праздника Николы Вешнего. А в день
этого праздника воевода увидел злополучные бочки с языками на своем дворе,
от чего лишился рассудка. Его наследники во искупление воеводинского греха
соорудили церковь на том месте, где стоял дом убиенных праведных братьев.

[dme:cats/]

Жил ли и свершал ли благие деяния Николай на земле, творит ли он
чудеса в помощь жаждущим и страждущим — не в этом суть. Если обращение к
нему дает надежду, отраду, помогает в делах мирских,
поднимает дух и веру в собственные силы, в
свою удачу — пусть будет, как оно есть. Пусть ярко и во
множестве зажигаются свечи перед образами Святителя в христианских храмах.
Пусть Санта Николаус разносит рождественские подарки в странах, где нет
Деда Мороза и Санта Клауса… Ну, а выложенный нами на плоской травяной
седловине перевала, нареченного именем покровителя странствующих по горам
и лесам, — этот многометровый православный крест о семи концах, с большой и
малой прямыми и одной косой перекладинами, из крупных кусков белого
камня, — виден тем, кто по небу летает или там живет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры