издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Красный Афганистан

  • Автор: Олег ПАНТЕЛЕЕВ, зам. председателя комитета Совета Федерации по делам СНГ

Если лететь весной над долинами Афганистана на
вертолете, то можно подумать, что внизу простирается
рай. Картина удивительной красоты открывается глазу:
бескрайние поля красного мака, залитого солнечными
лучами, разрывают унылое однообразие мира. Именно
так с высоты выглядит смерть, которая гигантским мутным
потоком растекается отсюда по другим странам.

На афганской земле уже более двадцати лет не
прекращается война. Коран выступает против
наркотиков. Но, несмотря
на это, кто бы ни захватывал власть в Афганистане,
здесь всегда существовал двойной стандарт в
отношении выращивания наркосырья: официальное
осуждение и нелегальное поощрение источника быстрых
и легких доходов.

В 1979 году, после введения ограниченного
контингента советских войск, основная часть
производства наркотиков была сосредоточена на
территории, контролируемой моджахедами, у границы с
Пакистаном. Здесь, в труднодоступных районах,
действовали примитивные лаборатории по производству
морфина и героина. После вывода советских войск
производство опия-сырца начало расти. Вплоть до
своего падения в 1992 году правительство Афганистана
предпринимало попытки по борьбе с наркотиками: от
ужесточения Уголовного кодекса до экономических
программ альтернативного земледелия. В 1994 году в
лагерях пуштунских беженцев в Пакистане появилось
фундаменталистское мусульманское движение «Талибан»,
состоявшее из учащихся духовных школ-медресе. А уже
к 1998 году талибы контролировали 80% территории
всей страны. Разорительная гражданская война
заставляла их искать новые пути сбыта и расширять
производство наркотиков. Северный альянс, противостоявший
режиму талибов, на деле также не препятствовал
производству наркосырья. Транспортировка по
территории Афганистана опия-сырца, морфина, героина
и гашиша приносила необходимые финансы на
продолжение гражданской войны. В сельских районах,
контролируемых талибами, муллы взимали с крестьян,
производящих опийный мак, так называемый «ушер»,
т.е. десятипроцентный налог. При отсутствии денег
крестьянин мог расплачиваться непосредственно
опием-сырцом. Только экономическая блокада талибов и
последующая военная операция США помогли переломить
нарастающую экономическую мощь
нарко-террористического режима. Но все равно на
сегодняшний день 80% героина, потребляемого в
Европе, производится в Афганистане.

Между Афганистаном и остальным миром лежат страны
транзита с собственным небольшим производством
наркотиков. Лаборатории, производящие морфин и
героин, в конце 90-х годов стали концентрироваться у
границы со среднеазиатскими странами СНГ, что
значительно облегчало вывоз.

Между странами транзита в последнее время стало
проявляться своеобразное разделение труда:
выращивание, обработка, переправа и потребление.
Бороться с такой специализацией, разбросанной по
разным странам, весьма сложно. Например, в ныне
экономически слабой Киргизии еще с советских времен
было налажено легальное производство опия для
лекарственных препаратов. С другой стороны, это
позволило получать большой нелегальный доход
криминальным структурам стран транзита, где нет
собственного производства сырья.

Распад СССР стал значительным фактором в становлении
наркотрафика. Образование на границе Афганистана
трех среднеазиатских государств — Таджикистана,
Узбекистана и Туркменистана — с полупрозрачными
границами и низким уровнем жизни позволило наладить
новые пути перевозки. По оценкам экспертов, на долю
этих стран СНГ приходится от 45% до 65% всего
транзита наркотиков. Причины военных стычек на
границе Таджикистана чаще всего вызваны
сопротивлением наркокурьеров пограничникам.
Значительная часть границы Таджикистана и
Афганистана проходит по горам. Горные тропы хорошо
известны местным жителям, которые охотно
сотрудничают с контрабандистами. К сожалению, единой
концепции борьбы с поставками наркотиков нет как в
РФ, так и в странах СНГ. А ведь она требует от
правоохранительных органов не только заключения
межгосударственных соглашений, но и высокой степени
согласованности в действиях. Пока проблему
прозрачности границ приходится решать регионам, где
недостаточно ни сил, ни финансирования для этого.
Спикер СФ С.М. Миронов и сенаторы в данном вопросе
занимают принципиальную позицию. России необходимо
проявить инициативу и создать законодательную базу
по укреплению приграничного сотрудничества, как
единственную альтернативу международной наркомафии.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры