издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сергей Тен, генеральный директор ЗАО "Труд": Путь к океану - путь к людям

  • Автор: Подборку подготовил обозреватель по строительству Александр АНТОНЕНКО

Автомагистраль Чита - Хабаровск "Амур" протяженностью 2165 км не случайно прозвали "стройкой века". Возводится она уже более 40 лет - целая эпоха, в которой спрессованы жесткие законы освоения новых пространств, государственная потребность в развитии отдаленных территорий и специфический образ жизни собранных здесь людей. Это и сотни километров ранее возведенных и уже разрушающихся участков, и десятки километров зимников по следам легендарных маршрутов изыскателей, и глубокий след в судьбах тысяч людей, кочующих по болотистым таежным куткам.

В числе тех, кто претворяет в жизнь этот поистине уникальный проект, — сотни наших земляков,
вставших под знамена ЗАО «Труд», прописанного на «Амуре» с 1995 года. С каждым годом это
дорожно-строительное подразделение наращивает темпы и объемы работ, неизменно занимая
лидирующие позиции среди подрядных организаций. Не стал исключением и нынешний. Итоги его
мы попросили подвести Сергея Тена, который возглавил фирму после рано ушедшего из жизни отца
и достойно продолжает его дело.

— Сергей Юрьевич, что кроется за коротеньким словом «Амур»? Какие ассоциации возникают у
вас, когда вы слышите это название?

— Дорога — это жизнь, и это действительно так. В этом лишний раз убеждаешься, посетив «Амур». На
работу дорожников люди смотрят как бы через увеличительное стекло. Их радости — радости всеобщие. Их
неудачи, срывы — наши общие неудачи. Вот почему подрядчики так ревностно относятся к своим объектам.

Дорога Чита — Хабаровск, где ведут работы подразделения ЗАО «Труд» (а это около 800 км от Читы до
границы с Амурской областью), не является исключением. Привлекает она прежде всего выразительностью.
Каких-то три-пять лет назад на многих ее участках только разворачивались работы, а сегодня они манят
новенькими мостами и трубами, сверкающими катафотами оцинкованных барьерных ограждений,
дорожными знаками. При этом великолепно вписались в окружающую тайгу, горы, перевалы…

А теперь давайте смотреть дальше. Строительство дороги позволит доставлять грузы с Дальнего Востока
не только железной дорогой, на и автотранспортом. Представляете, из дальневосточных портов рыба,
морепродукты прямо с рыболовецких судов загружаются на машины — и в Иркутск. Точно так же наши
товаропроизводители будут продвигать свою продукцию на рынки Дальнего Востока. Более того, дорога
станет связующим звеном между Европой и Азией. «Париж — Берлин — Москва — Владивосток — Токио» —
транзитный коридор, который, как «шелковый путь», даст возможность торгового обмена между
континентами.

— В исполнении этого поистине грандиознейшего проекта иркутская фирма ЗАО «Труд» занимает
одно из ведущих мест. Насколько удовлетворены вы работой своих подразделений в нынешнем
сезоне?

— Начну с того, что фактическое выполнение объемов по «Амуру» силами ЗАО ежегодно удваивается.
Если в 2000 году выполнено работ на 280 млн. руб., то в 2002 — на 715 млн., а нынче уже на 1,5 млрд. руб.
При этом стройка ведется не столько экстенсивными, сколько интенсивными методами. Идет техническое
перевооружение, появляются новые технологии, высокопроизводительные машины, и это, естественно, не
могло не сказаться на конечных результатах.

В общей сложности нашими подразделениями нынче введено 22 км магистрали по нехоженым тропам.
Из них 5,2 км
сдал госкомиссии Шилкинский филиал и тем самым закрыл еще одну «дыру» между Читой и Аксеново-
Зилово (223-229 км). Теперь от Читы беспрепятственный проезд обеспечен на расстояние 380 км.

Готовит к вводу свои 17 км (387 — 403 км) и Чернышевский филиал. Это сложнейший участок с шестью
мостами и четырьмя трубами большого (до 6 метров) диаметра. Кроме того, этим филиалом выполнены все
земляные работы и искусственные сооружения на семикилометровом участке. А коллективом участка
Иркутского строительного центра (ИСЦ) подготовлен задел на 403 — 424 км дороги.

Добавлю, что все работы на задельных объектах сделаны на собственные средства и ресурсы. А это ни
много ни мало 400 млн. руб. Еще 350 млн. руб. составляет задолженность заказчика за строительство
сдаточных участков.

— В мае, при посещении дороги руководством Минтранса, первый заместитель министра Игорь
Слюняев вел речь о привлечении внешнего займа ЕБРР, в частности, речь шла о 50 млн. долларов
для «Амура»…

— Да, имеется договор второго Европейского займа на 100-километровый участок Сбега — Могоча. В мае
мы участвовали в тендере на его строительство. Надеемся, что после подведения итогов этих торгов «Труд»
окажется в числе победителей и с 1 января приступит к строительству. С вводом этого отрезка дороги
никаких разрывов на Читинском участке не останется.

— Вернемся к сегодняшней ситуации на дороге. В начале нашей беседы вы упомянули о
применении новых технологий, техническом перевооружении работающих на «Амуре»
подразделений. В чем конкретно это выразилось?

— В замене нескольких мостов на гофрированные металлические трубы разных диаметров, поиске и
применении новых конструктивных решений и технологий по устройству дорожной одежды и др. Наш
специализированный участок собирает трубы диаметром от двух до шести метров за две — три недели.
Представляете, две недели — и разрыв полотна закрыт, дан проезд.

Мы предложили применить на «Амуре» отработанную Западом технологию ресайклирования.
Ресайклинг — не что иное, как грунтосмесительная машина с набором дорожных фрез, которые, вращаясь,
перемешивают материалы дорожной одежды с горячим битумом и водой. В результате получаем смесь,
которая и укладывается в дорожное полотно.

Начали мы этот эксперимент в прошлом году, нынче получили «добро» от Росавтодора и заказчика
(дирекции дороги «Дальний Восток») на его продолжение и успели отресайклировать 2,3 км в районе
пос.Новоберезовка.

— Сергей Юрьевич, будем считать, что с нынешними объемами «Труд» справился. Какую еще из
этапных работ предстоит решить до конца года?

— В мае мы выиграли тендер на строительство технологической дороги от Сбегов до Могочи (100 км).
До 1 декабря на этом участке необходимо дать сквозной проезд. Для этого сюда переброшены люди и
техника трех филиалов: Шилкинского, Сбегинского и Могочинского. Им предстоит вырубить просеку,
произвести отсыпку 7-метровой ширины дорожного полотна с устройством временных водопропускных
труб и инженерным обустройством для обеспечения безопасности проезда.

Объемы, что и говорить, немалые, но сил у нас достаточно. Сегодня на «Амуре» сосредоточено более
тысячи наших работников, задействовано 34 экскаваторных комплекса, в составе которых германские
экскаваторы и катки, отечественные бульдозеры, автогрейдеры, БелАЗы. За сезон перелопачено более 5
млн.куб.м грунта. В условиях своевременного финансирования мы смогли бы выполнять работ по «Амуру»
на 2-2,5 млрд. руб. в год. Такие у нас здесь запасы прочности.

— Говорят, самая надежная машина мертва без «человеческого фактора».

— Правильно говорят. Поэтому кадровым вопросам у нас всегда уделялось самое серьезное внимание.
Мы не только сохранили и приумножили коллектив, но и заботимся о тех, кто приходит к нам на смену.
Создали свой учебный центр и сами готовим нужные кадры. В настоящий момент в учебном центре
обучаются три группы: автогрейдеристы, экскаваторщики, бульдозеристы. Учим молодежь дорожному
искусству.

[dme:cats/]

Большую помощь оказывают возрожденные по инициативе отца студенческие строительные отряды.
Нынче на «Амуре» работало больше сотни ребят иркутских вузов. Потрясающе работали. И это без всякой
натяжки. Вообще-то плохих на дороге нет. Плохие исчезают в теплые широты, а здесь среднегодовая
температура — 5 град., да и вкалывать надо. Поэтому здесь собрались исключительные люди — инженеры и
рабочие, которые честно делают свое дело. В этом и есть их «исключительность», я бы сказал больше —
«святость». Так что вовсе не случайно к профессиональному празднику три руководителя ЗАО удостоены
звания «Почетный дорожник России». Это директор Забайкальского филиала Владимир Чо Син Хо, бывший
директор Чернышевского филиала, ныне заместитель генерального директора ЗАО Юрий Бойко и бывший
директор Алзамайского филиала, ныне зам. генерального директора «Труда» Сергей Томшин.

От души поздравляю награжденных, а также всех дорожников «Амура» с успешным завершением сезона
и наступающим профессиональным праздником. Желаю успехов, здоровья и счастья!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры