издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Муниципальные маневры

Решит ли город транспортные проблемы Новым витком социальной напряженности встретил нас с вами новый, 2004 год. На тридцать процентов поднялась плата за квартиру и коммунальные услуги, примерно на столько же -- стоимость тепло- и электроэнергии. Подорожал городской транспорт. Расходы на проезд для большинства иркутян и так уже давно нельзя назвать "карманными". И вот -- очередной виток пассажирской инфляции. Первые дни Новогодья запомнились тарифной чехардой. В муниципальном транспорте вместо пяти стали взимать шесть рублей. При этом (о, Россия, страна чудес!) комфортные и тепленькие новые коммерческие автобусы по-прежнему продолжали возить за пять (как продолжают и до настоящего времени). А вот маршрутчики устроили совершенную неразбериху. Кто сразу задрал таксу до червонца, кто выжидательно держался восьмирублевки. Правда, с этим произволом городские власти быстро справились, приведя плату за проезд в маршрутных такси к единому потолку.

Пояснить создавшуюся острую ситуацию на транспорте и ее перспективы
мы попросили начальника департамента транспорта и связи
городской администрации Иосифа РАФАЕЛЯНА.

— Ситуация действительно сложная, но она не нова, —
говорит Иосиф Георгиевич. — В Иркутске 180 тысяч человек
имеют право бесплатного проезда в городском транспорте согласно
федеральным законам (о ветеранах, об инвалидах, о чернобыльцах,
о бесплатном проезде военнослужащих и работников других
федеральных служб). Это около 70% из общего объема перевозимых
пассажиров. Совместно с Байкальским университетом экономики и
права мы проводили обследование пассажирских потоков 20 ноября
2003 года. Оказалось, что только в этот день муниципальным
транспортом было перевезено 172 787 «бесплатных» пассажиров.
А вместе с остальными льготниками (пенсионерами-неветеранами
и учащимися) было перевезено 285 815 человек. В целом за весь
минувший год городской пассажирский транспорт перевез 50 миллионов
«бесплатных» пассажиров. За них из федерального бюджета должно
было быть оплачено 323 миллиона рублей. А реально федерация
компенсировала только 36 миллионов (т.е. всего 11%), да и то
с большим опозданием. Недостающие выпавшие доходы частично закрыл
городской бюджет. В начале нынешнего года транспортники подали
в суд на областное финансовое управление, не обеспечившее
поступление дотации из федерального бюджета.

В наступившем 2004 году мэрия оплатила льготный проезд учащихся и студентов,
проезд пенсионеров тоже взяла на себя. На это в городском
бюджете 2004 года заложены 59 миллионов рублей: 36 из
них достанутся городскому электротранспорту, 23 — автобазам.
Что же касается огромного количества лиц ведомственной
принадлежности, пользующихся правом бесплатного проезда,
за их обслуживание взыскивать пока не с кого. Если федерация
вновь задержит и урежет размеры своих дотаций (вероятность
чего в общем-то очевидна), придется вновь судиться за эти
деньги, но… только по истечении финансового года, то есть
уже в 2005 году.

— Как же намерен выживать в таких условиях наш транспорт?

— В сложившейся ситуации очень важно не допустить банкротства
наших предприятий. Объективная реальность в том, что,
если мы будем удерживать количество перевозок на прежнем
уровне, у нас катастрофически будет расти дебиторская
задолженность и мы неизбежно подойдем к пропасти банкротства.
Тогда муниципальный транспорт в самом деле будет похоронен.
Необходимо сделать все, чтобы этого не случилось. Поэтому
город принял решение о том, что наши автобусы будут работать
с 6 утра до 21 часа. Позднее, когда пассажирский
поток резко «мелеет», заведомо убыточные рейсы совершаться
не будут. Не будут автобусы обслуживать и садоводческие
маршруты в зимнее время. Ходить по ним будут только частные,
а также муниципальные маршрутки. Это вынужденная мера, но она
позволит автопредприятиям уберечься от непоправимых ресурсных
потерь. Летом — и в будни, и в выходные — в садоводства по-прежнему
будут ездить автобусы, где будут сохраняться все льготы для
соответствующих категорий пассажиров.

— Кстати, о муниципальных маршрутках. Горожане говорят,
что автопредприятия предпочитают возить их приобретенными
маршрутками, где положения о льготниках не соблюдаются,
поэтому обслуживание автобусами скоро вообще уйдет в
историю.

— Это не так. Рейсы маршруток, безусловно, экономически
выгоднее автопредприятиям, которые сегодня испытывают
серьезные материальные трудности. Но то, что они появились
в нашем городском автопарке, — не самоцель. Это, скорее,
стратегический маневр, который должен помочь нам компенсировать
затраты на убыточные социальные перевозки. У нас целый
десяток маршрутов, которые необходимо обслуживать, несмотря
на их крайнюю экономическую неэффективность: они не
окупают даже части бензина, не говоря уже о других составляющих
себестоимости. Это рейсы N62 (Вересовка, откуда до Батарейной
ездят практически одни школьники), N15 (зверохозяйство),
N32 (микрорайон Зеленый), N40 (госпиталь ветеранов),
N9 (Радищево), N29 (поселок Горького, или, как в народе
говорят, Селиваниха), N39 (станция Горка), N17 (ИСХИ),
N27 (микрорайон Топкинский) и N30 (круговой Ново-Ленинский
маршрут). Так вот, чтобы частично покрывать затраты на такие
перевозки, а в дальнейшем и направлять деньги на развитие,
автопредприятия взяли кредиты в банке и приобрели маршрутки. На
сегодняшний день они еще не погашены. Окончательно рассчитаться
за эти кредиты планируется летом текущего года. После этого
прибыль от эксплуатации маршрутных такси можно будет
использовать для улучшения работы автобусов. Несмотря
на все трудности, город в прошлом году приобрел 30 новых
автобусов и пять троллейбусов. В нынешнем году муниципалитет
вновь купит 12 единиц автотранспорта и 5 — электрического.
На приобретение же новых микроавтобусов в качестве маршрутных
такси ни в нынешнем году, ни в будущем муниципальные
предприятия кредитов брать не будут. Мы будем стараться, чтобы
социально незащищенные категории горожан не испытывали
транспортных проблем.

— Недавно вы участвовали во встрече с жителями станции
Батарейная, организованной Ленинской администрацией.
Одним
из главных обсуждаемых на ней вопросов был вопрос транспортного
снабжения. Особенно жалуются жители Батарейной и Ленинского округа
в целом на объездную петлю в радиусе Узловой, из-за
которой существенно удлиняется маршрут.

— Объездная петля действительно удлиняет путь примерно
на два с половиной километра. Но это неизбежное зло.
Мост у въезда в Ново-Ленино перекрыт по причине его
аварийного состояния. Есть соответствующее заключение
мостовой службы. Возить по нему людей нельзя, тем более
что он проходит над железной дорогой. Отремонтировать
его пока тоже нет возможности. Разумеется, финансовой.
По сути дела, надо бы его не ремонтировать, а строить
новый виадук. В ценах прошлого года это стоило порядка
75 миллионов рублей. А теперь и того дороже.

— Можно ли пассажирам Иркутска надеяться на какую-то
стабилизацию транспортного обслуживания?

— Не можно, а нужно. В муниципальных автобусных предприятиях
проведены мероприятия по снижению себестоимости проезда
пассажира. Списаны полностью самортизированные (т.е.
выработавшие свой ресурс) автобусы. Ранее на эти автобусы
шли большие затраты. Их списание даст экономию имеющихся
средств. В 2004 году гродской транспорт обновится на
17 единиц. Руководители муниципальных предприятий организуют
мероприятия по увеличению сбора доходов от «платных» пассажиров.
И уже есть результаты. Принимаются меры для снижения
затрат на горюче-смазочные материалы. Все это позволит
увеличить количество больших автобусов на маршрутах
города. Конечно, это очень сложная задача, когда федеральный
бюджет оплачивает лишь десятую долю за своих льготников,
и при этих условиях транспорт все-таки работает. Но
уверен, что все стабилизируется.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры