издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Концепция совершенствования системы заработной платы во внебюджетном секторе экономики Иркутской области

1. Вводная часть

В ходе структурной перестройки общества изменились условия
функционирования экономики, произошли принципиальные изменения в
формах собственности, в экономическом и правовом положении
хозяйствующих субъектов. Государственная политика в области
регулирования заработной платы стала носить ограничительный характер,
что в условиях перехода к рыночным отношениям способствовало
уменьшению роли заработной платы как в формировании доходов
значительной части населения, так и в обеспечении ею своих
экономических функций.

Снижение роли заработной платы в формировании доходов населения
обусловлено многими причинами и свидетельствует о развитии негативных
тенденций, складывающихся в характеристике жизненного уровня
населения. Утрата заработной платой основных функций — функции
воспроизводства рабочей силы и функции стимулирования к более
эффективному труду, фактически превратили ее в своеобразную форму
социального пособия.

Одновременно сложившаяся система формирования денежных
доходов, в структуре которых центральное место отводится заработной
плате, не соответствует стоимости жизненных средств, необходимых для
нормального воспроизводства рабочей силы и качества жизни по
социально-культурным потребностям. Многие формы социально-трудовых
отношений и в их числе сложившаяся система оплаты труда не отвечают ни
современным экономическим требованиям, ни, тем более, перспективе
социально-экономического развития хозяйствующих субъектов.

В связи с этим совершенствование системы формирования денежных
доходов путем роста уровня заработной платы наемных работников
является необходимым условием дальнейшего социально-экономического
развития, а Концепция совершенствования системы заработной платы во
внебюджетном секторе экономики Иркутской области (далее — Концепция)
направлена на обеспечение единства и согласия в решении проблем в сфере
оплаты труда на всех уровнях социального партнерства Иркутской области.

Концепция представляет собой систему взглядов на содержание и
приоритеты деятельности органов исполнительной власти области и сторон
социального партнерства в сфере развития системы оплаты труда во
внебюджетном секторе Иркутской области, раскрывает задачи и основные
направления реализации государственной политики в области оплаты
труда.

2. Анализ заработной платы работников экономики области

По данным областного комитета государственной статистики
Иркутской области среднемесячная заработная плата работников, занятых в
экономике области по кругу крупных и средних организаций за 12 месяцев
2002 года составила 5229,8 руб., что на 35,9% выше, чем в 2001 году.
Реальное содержание заработной платы увеличилось на 18,2%. В то же
время в среднем около 30% работающих имеют заработную плату ниже
прожиточного минимума трудоспособного населения области (2247
рублей в 4 квартале 2002 года).

Наибольший уровень заработной платы в разрезе отраслей
внебюджетного сектора экономики в 2002 году отмечался на транспорте
(6810,1 руб.) и в промышленности (6680,1 руб.). При этом темпы роста
заработной платы в этих отраслях несколько ниже, чем в целом по
экономике области: на транспорте изменение номинальной зарплаты
составило 129,7% (реальной — 112,8%), в промышленности — 122,6%
(реальной — 106,6%). В данных отраслях размер средней заработной платы
превышает прожиточный минимум трудоспособного населения в 3 раза.
Вместе с тем, даже в этих отраслях экономики есть работники, труд
которых оплачивается ниже прожиточного минимума: на транспорте — в
среднем 7% работников, в промышленности — 15%. В сельском хозяйстве
номинальная зарплата работников составляет лишь 84% прожиточного
минимума.

В условиях изменения социально-трудовых отношений, когда
государство уже не контролирует организацию оплаты труда, а рыночные
факторы еще не вступили в полную силу, распространилась практика
необоснованной дифференциации в уровнях заработной платы между
отраслями и организациями.

Анализ заработной платы в разрезе отраслей промышленности, в
которых заняты более 30% всех работников экономики области,
показывает, что наблюдается тенденция увеличения межотраслевой
дифференциации в уровнях оплаты труда. Так, в цветной металлургии
средняя заработная плата составляет 11141,8 руб. (около 5 прожиточных
минимумов трудоспособного населения), а в легкой промышленности лишь
1474,5 руб. — в 7,6 раза меньше (65,6% от прожиточного минимума
трудоспособного населения области).

Наиболее высокая среднемесячная зарплата, превышающая величину
прожиточного минимума трудоспособного населения более чем в 3 раза,
сохраняется в электроэнергетике и топливной промышленности.

На негативное развитие ситуации существенно влияет утрата
регулирующих функций со стороны государства. В этих условиях
структура оплаты труда оказалось разбалансированной: надтарифная часть
заработной платы (надбавки, доплаты, премии) во многих организациях в
несколько раз превышает тарифную (базовую) часть заработка работника.
Доля тарифа во многих отраслях промышленности составляет около 30%,
что говорит о необходимости коренного пересмотра тарифных систем в
организациях с той целью, чтобы тариф выполнял функцию базовой оценки
результатов труда.

Минимальная оплата труда, законодательно установленная с 1
октября 2003 года на уровне 600 рублей, с учетом минимальных размеров
районного коэффициента и процентной надбавки составляет всего лишь
около 35% прожиточного минимума трудоспособного населения области и
уже не выполняет функции социальной гарантии.

Важной проблемой является экономически необоснованное
увеличение заработной платы руководителей в сравнении с темпами
роста оплаты труда работников, зачастую не связанное с уровнем
фактической эффективности и финансового состояния организации, что
отрицательно влияет на положение в социально-трудовой сфере
коллектива. Заработная плата отдельных руководителей в 10 и более раз
превышает среднемесячную заработную плату работников предприятий
при отрицательных результатах финансово-экономической деятельности.

Еще одной проблемой является система районного регулирования
оплаты труда, сложившаяся в условиях централизованного
управления экономикой, которая в настоящее время не соответствует
новым социально-экономическим условиям и требованиям рыночной
экономики. Действующие размеры районных коэффициентов не отражают
реальных различий в стоимости жизни по территориям. Законодательно не
установлены критерии определения районов Севера и отнесения к нему
территорий, что не позволяет эффективно проводить дифференцированную
государственную политику в области регионального регулирования оплаты
труда.

Имеющие место задержки выплаты заработной платы в сочетании
с ее низким уровнем также являются факторами, сдерживающими
экономический рост.

Таким образом, анализ ситуации по вопросам оплаты труда говорит о
необходимости государственного регулирования в этой сфере в целях
повышения гарантий на основе поэтапного приближения минимальной
оплаты труда к величине прожиточного минимума. Повышение
минимальной оплаты труда до уровня прожиточного минимума
трудоспособного населения позволит ей исполнять роль социального
норматива.

2. Цель и задачи Концепции

Целью данной Концепции в среднесрочном периоде является
обеспечение роста доходов населения и полная ликвидация задолженности
по заработной плате, а в последующем — кардинальное повышение размера
заработной платы в структуре доходов, обеспечивающей реализацию
воспроизводственной, стимулирующей, регулирующей и социальной
функций.

Концепция исходит из признания заработной платы в качестве
реально действующей экономической категории рыночной экономики при
существенном увеличении ее доли в структуре доходов населения.

Задачи Концепции:

— существенное повышение удельного веса заработной платы в
стоимости производимой продукции (услуг) и денежных доходах
населения;

— постепенное повышение роли тарифной системы оплаты труда;

— стремление сторон социального партнерства к увеличению
тарифной части до экономически обоснованного уровня не менее 2/3
общего размера заработной платы;

— повышение уровня заработной платы, создание
макроэкономических условий для усиления ее стимулирующей роли,
легализация всех видов трудовых доходов;

— развитие рыночных механизмов регулирования заработной платы за
счет повышения эффективности социального партнерства, расширения поля
его действия;

— усиление гарантий в уровне оплаты труда и соблюдение трудового
законодательства в организациях всех видов и форм собственности;

— усиление законодательной защиты права работников на
своевременное получение заработной платы.

3. Основные механизмы совершенствования системы заработной
платы

Совершенствование системы заработной платы предполагает
создание действенных механизмов регулирования оплаты труда,
обеспечение своевременной ее выплаты. К числу таких механизмов
относятся:

3.1. Рыночные механизмы регулирования на основе социального
партнерства

Во внебюджетном секторе экономики в условиях полной
самостоятельности организаций основным механизмом регулирования
заработной платы должно стать социальное партнерство на основе
заключения соглашений между объединениями профсоюзов и
работодателей.

Социальное партнерство должно включать в себя:

— развитую систему соглашений и коллективных договоров,
обеспечивающую согласованную политику в области определения уровня
заработной платы в ходе переговоров;

— широкую информационную базу об уровнях и динамике заработной
платы в отраслях и организациях, обеспечивающую объективную основу
для ведения переговоров и заключения коллективных договоров.

В связи с этим необходимо ориентировать работодателей,
работников и их представителей на конструктивный диалог с целью
совершенствования системы оплаты труда..

Развитая система социального партнерства, базирующаяся на
соглашениях различных уровней и коллективных договорах, предполагает,
что основные условия оплаты труда, разработанные на более высоких
уровнях, являются обязательными для более низких уровней. Вместе с тем
в условиях недостаточной развитости в нашей стране рыночных
механизмов регулирования оплаты труда и относительно небольших
масштабов действия отраслевых и региональных соглашений в настоящее
время можно выделить две группы организаций с точки зрения
применяемых ими подходов к разработке тарифных условий оплаты труда:

— организации, на которые по объективным и субъективным причинам
не распространяется действие отраслевых и региональных соглашений.
Такие организации ориентируются только на общегосударственные нормы
оплаты труда, установленные в законодательном порядке и
рассматриваемые как минимально необходимые;

— организации, которые соблюдают как минимально необходимые и
обязательные нормы оплаты труда, так и нормы, предусмотренные
соответствующими региональными и отраслевыми соглашениями, к
которым они присоединились.

Необходимо определить порядок тарифного регулирования оплаты
труда во внебюджетной сфере экономики путем согласованных действий
участников социального партнерства посредством заключения и
выполнения генерального, регионального, отраслевых,
территориальных соглашений и коллективных договоров.

3.2. Государственное регулирование

Государственное регулирование — повышение гарантий в заработной
плате на основе поэтапного приближения минимальной оплаты труда к
величине прожиточного минимума в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

4. Направления совершенствования системы заработной платы

4.1. Тарифное регулирование уровня заработной платы
осуществляется с целью установления оптимальных пропорций в оплате
труда в организациях различных отраслей и форм собственности,
улучшения материального положения низкооплачиваемых категорий
работников, снижения социальной напряженности в трудовых коллективах.

Тарифное регулирование заработной платы должно обеспечивать
решение следующих задач:

— снижение резкой дифференциации оплаты труда между отраслями
экономики;

— выравнивание уровня оплаты труда рабочих и специалистов
сквозных профессий;

— снижение диспропорций в оплате труда рабочих, специалистов и
руководителей конкретной организации;

— обеспечение взаимосвязи условий, норм оплаты труда,
устанавливаемых в региональных, отраслевых, территориальных
соглашениях и коллективных договорах.

4.2. Отраслевые соглашения определяют:

— величину минимальной месячной тарифной ставки работника 1-го
разряда;

— единую отраслевую сетку (ЕТС) рабочих сквозных профессий;

— меры, направленные на совершенствование организации оплаты,
тарификации и нормирования труда работников;

— ответственность работодателей за нарушение условий соглашения
по размерам и срокам выплаты заработной платы;

— минимальную долю фонда заработной платы в валовой выручке от
реализации продукции (услуг);

— минимальную долю тарифной части заработной платы в общем
размере фонда заработной платы;

— основные условия оплаты труда руководителей организаций,
состоящей из двух частей: основной (устанавливаемой в кратности к
средней зарплате по организации) и дополнительной части (выплачиваемой
из прибыли).

4.3. В региональном соглашении следует устанавливать:

4.3.1. Размер тарифной ставки 1 разряда.

Размер тарифной ставки первого разряда для работников
производственной сферы устанавливается в процентном отношении от
величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по
области, сложившейся на момент заключения соглашения с постепенным
увеличением до уровня прожиточного минимума трудоспособного
населения.

4.3.2. Распределение профессий рабочих, общих для всех отраслей
народного хозяйства по квалификационным разрядам.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов производится с
учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и
профессий рабочих, утвержденного в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.

Категории рабочих

Разряды

Низкоквалифицированные рабочие, охрана

1-2

Рабочие средней квалификации

3-4

Высококвалифицированные рабочие

5-6

Рабочие высшей квалификации

7-8

4.3.3. Относительное возрастание тарифных коэффициентов для
дифференциации оплаты труда работников внебюджетной сферы
(превышение тарифной ставки работников каждого последующего разряда
над предыдущим) устанавливаются не менее 10%.

4.3.4. Порядок индексации тарифных ставок и окладов работников с
учетом роста цен на потребительские товары и услуги в области.

4.4. В территориальное соглашение рекомендуется включать
пункты, касающиеся условий оплаты труда, социальных гарантий и льгот,
связанных с территориальными особенностями муниципального
образования.

4.5. Коллективный договор заключается на основе
соответствующего отраслевого соглашения, по которому условия оплаты
труда являются минимальными гарантиями для соблюдения прав
работников в организации. С учетом экономических возможностей
организации могут устанавливать более льготные условия оплаты труда по
сравнению с нормами и положениями, устанавливаемыми соглашениями,
действие которых распространяется на организацию.

В коллективный договор рекомендуется включать:

— систему тарифного регулирования оплаты труда;

— минимальную месячную тарифную ставку работника 1-го разряда с
учетом отраслевого тарифного соглашения, экономических возможностей
организации и необходимости приближения минимальной ставки к
прожиточному минимуму трудоспособного населения в территории;

— коэффициенты, используемые при дифференциации тарифной
ставки 1-го разряда по группам производств и работ;

— виды работ, по которым предусматривается введение новых и
замена действующих норм;

— категории персонала, для которых вводятся пониженные нормы и
размеры их снижения;

— нормы труда в период освоения производства, размеры
понижающих коэффициентов и сроки их ведения;

— нижнюю границу доли тарифной оплаты труда в структуре
заработной платы;

— обязательства работодателей по повышению уровня заработной
платы;

— меру ответственности работодателя за несвоевременность выплаты
заработной платы в установленном порядке.

5. Заключение

Механизм реализации Концепции предполагает осуществление
мероприятий по созданию организационно-методических условий для
внедрения методик и рекомендаций по созданию и совершенствованию
систем оплаты труда в организациях внебюджетного сектора экономики
Иркутской области.

Принятие Концепции станет закономерным шагом в процессе
адаптации трудового законодательства к реалиям рыночной экономики и
будет способствовать:

1) постепенному восстановлению роли оплаты труда в формировании
доходов основной массы населения;

2) повышению покупательной способности заработной платы и
соответствующему ослаблению ограничений массового потребительского
спроса;

3) усилению мотивации трудовой деятельности работников реального
сектора экономики.

Стратегической целью социально-экономического развития области
должно стать создание эффективного цивилизованного рынка труда,
оперативно обеспечивающего работодателя рабочей силой необходимой
квалификации, а работника — работой, достойной заработной платой и
условиями труда, отвечающими требованиям безопасности и гигиены.

Квалифицированный, добросовестный труд должен обеспечивать
достойный уровень жизни.

В целом политика в области оплаты труда населения должна
строиться исходя из того, что по мере ее роста высоко- и
среднеобеспеченные семьи во все большей степени будут способны
оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства, значительную часть
услуг здравоохранения и образования, широкий спектр услуг обязательного
и добровольного страхования. Доступность для населения социально-
культурных и бытовых услуг является одним из необходимых условий
экономической безопасности.

Созданные концептуальные подходы, широкое внедрение их на всех
уровнях социального партнерства, участие общественных объединений в
реализации Концепции являются залогом динамичного совершенствования
социально-экономических отношений и устойчивого развития экономики
Иркутской области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры