издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Виталий Шуба: "Налоговая реформа -- на финишной прямой"

  • Автор: Беседовала Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

Ни одна страна мира так форсированно не принимала законы, связанные с налогообложением, как это делает Россия в последние шесть лет. Следующий год станет финальным для налоговой реформы. Как отметил в интервью нашей газете депутат Государственной Думы от Иркутской области, первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ Виталий Шуба, "мы приближаемся к той заветной черте, когда наше налоговое законодательство будет в равной степени отвечать требованиям как налогоплательщика, так и государства". Однако изменения коснутся не только взаимоотношений налогоплательщика и бюджета. Свои коррективы в Налоговый кодекс внесет и реформа местного самоуправления.

— Оправдаются ли ожидания бизнеса на серьезное снижение налогового бремени с нового
года? На что стоит рассчитывать?

— Полагаю, что с 1 января 2006 года будет снижена ставка налога на добавленную стоимость на 2-3
процентных пункта. С 1 января текущего года она уже была уменьшена с 20 до 18%.

Сейчас готовятся ко второму чтению изменения к Налоговому кодексу о едином социальном
налоге. ЕСН, которым облагают фонд оплаты труда, уменьшится на порядка 10 процентных пунктов.
Пока работодатель уплачивает в бюджет около 35,6% от суммы фонда заработной платы.
Высокая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда не стимулирует его рост.

С нового года будет применена регрессивная шкала ЕСН. Возможно, что она будет выглядеть так:
26% — для работодателя с доходов до 300 тыс. рублей на одного работника, 10% — с доходов от 300
тыс. до 600 тыс. рублей и в размере 2% — с доходов свыше 600 тыс. рублей. Но это уже предмет
второго чтения.

В абсолютных цифрах ЕСН снизится на 240 млрд. рублей. Такова, по нашим расчетам, сумма
выбывающих доходов, и нужно решить, за счет чего она будет компенсирована в бюджете.
Сиюминутного эффекта, ждать, конечно же, не надо. Отдача не может быть мгновенной. По этой
причине многое предстоит предусмотреть, в том числе 160 млрд. рублей для Пенсионного фонда, а также
средства для фонда социального страхования и обязательного медицинского страхования.

Но бизнес должен почувствовать реальное снижение налогового бремени. Это оправдано. В свое
время нас критиковали за установление «плоской» шкалы подоходного налога с физических лиц —
13% для всех, сколько бы человек ни зарабатывал. Все, наверно, уже и забыли, что еще несколько
лет назад все было иначе: чем больше доходы, тем выше ставка налога; теперь мы наблюдаем
ежегодно рост его поступления в полтора раза. Люди перестают скрывать свои доходы. Сейчас,
насколько мне известно, 40% бюджета Иркутской области формируется именно за счет этого
налога, который полностью зачисляется в региональный бюджет.

— С чем связана пауза в принятии изменений налогового законодательства в связи с
муниципальной реформой и когда все-таки их планируется внести?

— Изменения будут внесены обязательно в этом году. Мы находимся на пике реформ. Система
налогообложения меняется вместе с административной системой. В прошлом году мы приняли
законы об органах власти субъектов РФ и об общих принципах организации органов местного
самоуправления. Теперь в соответствие с этими нормативными актами необходимо
перераспределить ответственность между федеральным, региональным и двумя муниципальными
уровнями власти, и, естественно, эта ответственность должна сопровождаться наличием
финансовых средств — ресурсов бюджета, чтобы реализовывать свои полномочия.

В ноябре 2003 года в первом чтении внесены изменения в 10 из 28 статей Бюджетного кодекса.
Фактически они будут переписаны заново. 1 мая истек срок подачи поправок ко второму чтению.
Мы дали возможность разобраться в этой архиважной теме депутатам нового созыва. После 8
июня начнется обсуждение поправок.

— Насколько активно регионы применяют свои лоббистские возможности в этом вопросе?

— Поступило около тысячи поправок, и все они главным образом касаются разграничения
доходных и расходных полномочий. Очень много недовольных. Не сомневаюсь, что процесс
перераспределения полномочий будет происходить очень болезненно. Ведь предстоит
перераспределить не только функции, но и финансовые ресурсы.

Предложенная к первому чтению схема закрепления определенных налогов меня тоже не
устраивает. Сейчас Иркутская область получает неплохие доходы от водного налога и лесных
платежей. Это более миллиарда рублей. Проект закона переводит эти виды платежей на
федеральный уровень. Резервов для восполнения выпадающих доходов не так уж много. В
настоящее время область перечисляет в федеральный бюджет около 30% собственных доходов.
Все остальное в том или ином виде остается в регионе.

Здесь нельзя не сказать, что в ближайшие годы снова произойдет серьезное сокращение
федеральных программ. Предполагается принять 6-8 уровней рассмотренной недавно на заседании
правительства программы развития транспортной сети до 2025 года. Между тем, в 2000 году их
было около 150, в этом — немногим более 50.

— Что в таком случае будет с такими программами, как, например, «Экология Братска»?

— Конечно, федеральный центр таких программ принимать больше не будет. В ценах 2004 года
федеральным бюджетом на реализацию программы «Экология Братска» за десять лет было
выделено 1,6 млрд. рублей. Думаю, теперь властям просто придется больше работать над
качеством обоснований по включению региональных объектов в федеральные программы. Более
того, уже сейчас мероприятия «Экологии Братска» финансируются в рамках других программ.
Через программу сокращения социально-экономического различия ведется, к примеру,
переселение поселка Чекановский из зоны загрязнения Братского алюминиевого завода.

— При этом пока не ясно, какая часть расходов социальной сферы останется
обязательной нормой, ведь так?

— Нам еще предстоит увязать с темой межбюджетных отношений тему нефинансируемых
мандатов — государственных социальных гарантий, которые не выполняются. Сегодня государство
взяло на себя обязательства на сумму более 6 трлн. рублей. Реально исполняются обязательства на
сумму не более 3 трлн. руб. Предстоит принять серьезные и очень непопулярные решения об
отмене ряда льгот, которые не работают и никогда не работали. Например, выдача беспроцентной
ссуды для строительства жилья. В ближайшее время правительство внесет в ГД предложения по
изменению 154 законодательных актов, содержащих различные социальные гарантии. В итоге
возможности государства будут законодательно подкреплены.

Давайте будем честными. Никогда не финансировался из федерального бюджета проезд ветеранов
войны и труда в общественном транспорте. Де-факто это сбросили на органы местного
самоуправления. Также предлагается рассмотреть замену натуральных льгот на денежные
компенсации. И я являюсь сторонником такого подхода. Поскольку здесь будет соблюден еще
один принцип — принцип справедливости. Компенсацию сможет получить каждый ветеран, в том
числе и сельские жители. Тогда ветеран сможет распорядиться ею по собственному усмотрению:
то ли транспортом воспользоваться, то ли сэкономить. Посчитано, что сегодня льготами
пользуется лишь 10% из тех, кто вправе на них рассчитывать.

— Вы допускаете, что нововведение не получит однозначной оценки у самих льготников?

— Все будет зависеть от объема компенсации. Это пока вопрос открытый. Мы по этому пути уже
пошли, с 2002 года работникам ряда силовых ведомств были отменены натуральные льготы.
Взамен было увеличено денежное содержание. На первых порах это вызывало серьезное
сопротивление. Будем готовиться ко всему.

— Изменения бюджетной системы ограничатся перераспределением доходных и расходных
полномочий?

— Реформа местного самоуправления радикально изменит и межбюджетные отношения, и
бюджетный процесс. Оговорюсь, что я не являюсь сторонником введения двухуровневой системы
местного самоуправления. В свое время я даже призывал коллег-депутатов оставить регионам право
выбирать одно- или двухуровневую структуру.

Совсем недавно был в Усть-Удинском районе. Доходы бюджета этого муниципального
образования на 75-80% состоят из трансфертов. В ходе реформы местного самоуправления
муниципальный район объединит шесть поселений, где будут избраны, в том числе,
и представительные органы власти. Появится десятки муниципальных образований, у которых нет
собственных доходов. А это в связи с предстоящими изменениями бюджетной системы будет
иметь далеко идущие последствия.

Готовится пакет законов, вносящих изменения в бюджетный процесс, идея которых проста —
ориентировать получателей бюджетных средств на достижение конкретного результата.
Бюджетные деньги должны иметь отдачу. В связи с этим изменится процедура подготовки и
принятия бюджета. Если глубоко дотационная территория будет жить на трансферт, то вскоре ей
не на что будет жить, поскольку трансферт будет с годами уменьшаться. И наоборот, растет
доход — получаешь прибавку. Бюджетная политика выстраивается таким образом, чтобы
территории на собственные доходы решали проблемы и вопросы собственной компетенции.
Увеличение собственной доходной базы будет стимулироваться.

— В таком случае насколько удачно процесс объединения Иркутской области и Усть-
Ордынского округа впишется в эти реформы?

— Укрупнение в целом по России должно быть. Сейчас найти универсальный механизм для
определения налоговой базы для всей страны невозможно, поскольку экономическое положение
регионов значительно различается. Взять хотя бы самодостаточную Иркутскую область и Усть-
Ордынский округ, бюджет которого формируется за счет федеральных средств на две трети. Или,
к примеру, Москву, разговоры о большой налоговой базе столицы уже всем оскомину набили.
Сегодня фонд финансовой поддержки регионов составляет 7-8% от расходной части федерального
бюджета. Эта сумма средств не позволяет выровнять бюджетную обеспеченность
высокодотационных территорий с территориями-донорами.

— Если государству объединение выгодно, почему бы финансово не стимулировать этот
процесс?

— Не буду оригинальным, инициатива области и округа по объединению очень своевременна. Но
почему и кому государство должно платить за объединение? Но считаю, что федеральный центр
должен продолжить финансирование тех объектов, которые уже строятся при участии Москвы.
Их необходимо довести до ума. Иначе на регион упадет дополнительная нагрузка. А торг о
преференциях здесь совершенно не уместен.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры