издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Большие возможности малого бизнеса

Модернизировать инфраструктуру поддержки предпринимательства намерена администрация Иркутской области. Предлагаемая властями система будет направлена на развитие инновационных технологий на базе малых и средних предприятий региона. Возможным способом привлечения инвестиций в эту сферу экономики может стать создание инвестиционного венчурного фонда.

В Иркутской области на тысячу жителей приходится 3,1 малых предприятий, когда в
среднем по России этот показатель составляет 6. Среди регионов, входящих в Сибирский
федеральный округ, область по количеству малых предприятий на душу населения
обгоняет лишь Республику Бурятия и Читинскую область. Между тем в Томской области
на тысячу жителей приходится 7 малых предприятий, в Кемеровской области — 4,6, в
Красноярском крае — 3,7.

Низкий уровень вовлеченности населения области в малый бизнес, конечно, не может
говорить о том, что он неэффективен. Малыми и средними предприятиями в прошлом
году было произведено услуг и продукции на сумму 18 млрд. рублей. Прибыль этих
компаний составила 1,27 млрд. рублей. В то же время следует отметить, что более
половины малых предприятий сосредоточено в Иркутске.

В департаменте предпринимательства, малого и среднего бизнеса администрации
Иркутской области констатируют, что в прошлом году на финансирование мероприятий
по поддержке малого бизнеса и региональной казны из запланированных 25 млн. рублей
было профинансировано 13,7 млн. Тут возникает вопрос: а что же такое поддержка малого
бизнеса? И является ли поддержкой предпринимательства бюджетное финансирование в
виде компенсации ставки по кредиту или участие областного бюджета в финансировании
конкретного проекта?

— Это есть ни что иное, как поддержка конкретного предприятия, а не
предпринимательства, — подчеркнул он, — ведь предприниматель — это человек,
действующий на свои средства и на свой страх и риск. Наша же задача состоит в создании
условий, при которых предпринимательство сможет развиваться самостоятельно,
в создании современной инфраструктуры поддержки предпринимательства,
перекрывающей все потребности предпринимателей.

Сейчас инфраструктура представляет собой сеть территориальных агентств развития
бизнеса. В перспективе предполагается создание центра предпринимательских
возможностей. Он объединит фабрику бизнес-идей, инновационный маркетинговый
центр, центр субконтрактации, венчурный фонд, а проводниками технологий этого центра
в муниципальных образованиях должны стать территориальные агентства развития
бизнеса.

Большинство участников инвестиционного процесса сходятся во мнении, что одна из
главных причин того, что интересные научные идеи не находят финансовой поддержки,
состоит в том, что бизнес и наука говорят на разных языках. Наука хотела бы
конвертировать свои разработки в бизнес. Ежегодно издаются сборники инновационных
проектов Иркутского научного центра, технического университета, однако информация,
представленная там, больше сосредоточена на технических подробностях. Хотя
потенциального инвестора в первую очередь интересует, насколько хорошо просчитан
рынок, считает Алексей Альмухамедов. «Поэтому и необходимо создание
фабрики идей, — отметил он. — На ней смогут пересекаться интересы научных кругов,
предпринимателей и потенциальных инвесторов, где качественные научные идеи смогут
конвертироваться в качественные бизнес-проекты, понятные потенциальному
инвестору».

В Интернете существуют примеры подобных виртуальных проектов. Однако их большим
недостатком, как считает Алексей Альмухамедов, является то, что идеи выставляются без
какого-либо предварительного анализа. В результате рядом могут находиться проект по
созданию «очередного вечного двигателя» и вполне прикладной инновационный проект.
Потенциальному инвестору приходится перелопатить кучу материала, чтобы найти что-то
интересное для себя. «У нас будет организована не только Интернет-площадка. Это будет,
прежде всего, физическая площадка, где поступающие идеи будут подвергаться анализу, —
— рассказал Алексей Альмухамедов. — Доступ к идеям будут иметь потенциальные
инвесторы и девелоперы — люди или компании, которые будут далее реализовывать эти
проекты как конкретные бизнесы. При этом необходим рейтинг бизнес-проектов по
доходности, по уровням риска, инвестор должен знать, что его может ожидать».

В основе деятельности инновационного-маркетингового центра должна лежать работа
маркетологов, изучающих потребности рынка, а затем через взаимодействие с учеными
совершающих попытку их закрыть. Примеры создания подобных маркетинговых центров
при научных институтах есть в Новосибирске, правда, созданные там центры обслуживает
конкретный институт. В Иркутске планируется создать такой центр при Иркутском
научном центре, поскольку рынком востребованы исследования на стыке наук.
Инновационный маркетинговый центр должен взаимодействовать с фабрикой идей.

Финансовые потребности бизнес-проектов планируется реализовывать через венчурный
фонд, который в отличие от банков предоставляет финансовые проекты на стадии, когда
заемщик еще не имеет залогового обеспечения. При этом уже существующая российская
статистика показывает, что доходность таких инвестиций значительно превышает
доходность по классическим финансовым инструментам и составляет от 35 до 60%.
Поддержку в создании фонда иркутянам готова оказать Российская ассоциация
венчурного инвестирования, выделив до 10% от суммы фонда. Для того чтобы фонд
оказался поистине работоспособным, он должен быть обеспечен ресурсами в объеме не
менее 3 млн. долларов. Сейчас областные власти ведут переговоры с крупными
промышленными предприятиями области, способными наполнить этот фонд. На
нынешнем этапе в департаменте пока не готовы назвать сроки создания фонда.

Одним из важных элементов поддержки предпринимательства должно стать
использование возможностей центра субконтрактации. «Через него малый бизнес может
реализовать свои промышленные потребности, — пояснил Алексей Альмухамедов. — У
многих промышленных предприятий есть производственные мощности, которые
используются время от времени, но затраты на их содержание приходится нести
постоянно. Зато малый бизнес в силу разных причин, и главным образом из-за
дороговизны, испытывает проблемы с доступом к основным средствам. В случае с
центром субконтрактации малое предприятие, обладая какой-то ключевой инновационной
идеей, получит возможность взаимодействовать с крупным предприятием, размещая у
него заказы на производство какого-то изделия. Хотя в мире существует обратный опыт:
крупные предприятия размещают заказы на малых предприятиях, которые и являются
держателями ключевых инновационных идей».

Региональные власти считают особенно важным вовлечение в работу по поддержке
малого бизнеса крупных предприятий, которые ведут реструктуризацию своего бизнеса,
сокращая рабочие места. По официальным данным, в 2004 году на крупных предприятиях
планируется высвободить 1700 сотрудников. Причем, как утверждает Алексей
Альмухамедов, в 2005 году на производстве будет сокращено около 4 тыс. человек.
«Взаимодействуя с крупными предприятиями, мы даем им возможность снизить
связанные с этим политические риски», — отметил он. Очевидно, что, вовлекая людей в
малый бизнес, можно отчасти предупредить неприятные последствия этих событий.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры