издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Трудные вопросы Валерию Малееву

  • Автор: Беседовала Елена ГВАРДИНА

- Неудобные вопросы? Для меня их нет! Так что задавайте любые, я к этому привык с первого дня работы -- когда стал главой администрации Усть-Ордынского округа. Тогда, кстати, ситуация была: ни зарплат, ни пенсий, ни социальных выплат. Вообще никаких намеков даже на возможность улучшения. -- Валерию Малееву, руководителю УОБАО, не впервой отбивать атаки журналистов. -- Мы тогда не только на вопросы отвечали. Первым делом вместе с заместителями главы округа, председателями комитетов, начальниками управлений, главами районов проанализировали ситуацию и, что называется, "пошли в народ". Проводили встречи и отчеты непосредственно в сельских администрациях. В те времена в зал войти было не то что страшно, но очень неприятно: казалось, спичку поднеси, и все вспыхнет. С тех пор отвечаем и решаем вопросы любой сложности.

— Хорошо, давайте начнем. Валерий Геннадьевич, как можно объяснить то, что в
связи с реформой местного самоуправления, проводимой в УОБАО, у вас появились
оппоненты. Налицо противодействие этим переменам, и даже подкрепленное
судебными решениями.

— А когда у нас были довольны реформами? Сторонников и противников новшеств всегда
где-то пятьдесят на пятьдесят. И только через определенное время люди начинают
осознавать те преимущества, которые происходят. А ведь перемены в административной
сфере вводятся не только в УОБАО. Теперь по федеральному закону административная
реформа должна проводиться абсолютно во всех субъектах РФ.

А критика наших действий в округе в большей степени связана с предстоящими выборами
главы администрации УОБАО. Ведь это же так просто — смотреть, как кто-то работает, и,
не ударив палец о палец, объяснять, что он делает не так. Вообще, люди у нас разделились
на тех, кто делает, и тех, кто обсуждает сделанное.

И все же очень важно, что в результате реформы власть появилась непосредственно на
местах — в селах, поселках. И люди, избранные главами муниципальных образований, — из
своих: здесь же живут их семьи, родители, дети ходят в те же школы. Это самая близкая,
родная власть, а главное — самая эффективная. Ей придется исполнять 41 из 48
полномочий, передаваемых с федерального уровня субъектам РФ (кстати, уже с нового
года вся заработная плата бюджетников, все надбавки и социальные выплаты пойдут не из
федеральной казны, а из бюджетов субъектов РФ). И сейчас эта новая власть учится
работать — без практики науку управления постичь невозможно.

— Но говорят, что из-за административных новшеств в округе проводится неверная
кадровая политика, некоторые люди жалуются, что их несправедливо уволили…

— Каждый день сотни людей принимаются на работу и увольняются, и никому не
приходит в голову ставить это в вину исполнительной власти — нормальная жизнь,
текущая работа. Зато накануне выборов каждое лыко ставится в строку: любой
негативный факт, даже не относящийся к власти, вытаскивается наружу и используется
для очернения.

Но, как бы мы ни относились к реформе местного самоуправления, она будет проведена
в России, точно так же, как, несмотря на протесты, была принята монетизация льгот.
Недавно губернатор Ставропольского края в беседе с президентом Владимиром Путиным
заявил, что в его губернии реформа местного самоуправления будет начата на год раньше
установленного срока, поскольку в противном случае люди просто не успеют научиться
работать в новых условиях.

— Это правда, что против администрации Усть-Ордынского округа возбуждены
уголовные дела по фактам неправомерного расходования бюджетных средств? В
вину окружной администрации ставится чуть ли не хищение 11 млн. рублей.

— Может, и есть такие дела, но я их не видел. А вообще, по моему личному опыту, как
человеческому, так и политическому, могу поделиться наблюдением: раз в четыре года
непосредственно перед выборами против кого-то из кандидатов возбуждаются дела,
которые потом благополучно закрываются. Так что это не более чем обычная
политическая казуистика, которая связана с выборами главы окружной администрации.
Что касается указанных сумм — каждый день из бюджета УОБАО производятся какие-то
платежи. И пока должным образом не будут оформлены финансовые документы, ни одна
операция с бюджетными деньгами просто не может состояться. Ведь мы находимся на
казначейском исполнении бюджета — это тройной контроль, в том числе и федеральный.

— А какова роль Усть-Ордынской продовольственной компании во
взаимоотношениях с администрацией округа?

— Продовольственная компания играла роль посредника между бюджетом округа и
сельхозтоваропроизводителями. Когда УОБАО два с половиной года назад перевели на
казначейское исполнение бюджета, администрация уже не могла напрямую ни с кем
заключать договоры, даже на поставку нефтепродуктов. Тогда система проведения
тендерных торгов только-только начинала внедряться. Создание посреднических структур
было и остается распространенной практикой в финансовой жизни страны, и не нужно им
приписывать функции криминального «увода денег». Кстати, Продовольственная
компания ни у кого денег не отбирала — наоборот, выдавала средства
сельхозпроизводителям, только не всегда эти деньги возвращались, поскольку наши
хозяйства иногда не рассчитывались за кредиты. С этим и связано сегодняшнее финансовое
неблагополучие Продовольственной компании. Но было бы гораздо хуже, если бы
хозяйства не рассчитались с бюджетом. Во-первых, должники неизбежно попадали бы
под процедуру банкротства либо были бы вынуждены отдавать за кредиты «последние
штаны».

Сегодня необходимости в Продовольственной компании как в посреднике уже нет —
теперь эту функцию возьмут на себя муниципальные образования.

— И она будет закрыта?

— Нет, по мере своих сил и возможностей Продовольственная компания будет работать,
но посреднические функции перейдут к местной власти. Это выгодно и муниципальным
образованиям, и сельхозпроизводителям, и бюджету.

— Давайте вернемся к тендерам. Администрации округа ставят в вину то, что при
проведении тендерных торгов допускались нарушения. Есть жалобы…

— А где вы видели довольных при проведении тендерных торгов (кроме победителей,
разумеется)? Подается десяток заявок — все хотят урвать кусок бюджетного «пирога».
Определяется один, максимум два победителя. Остальные восемь недовольны и
начинают писать, жаловаться. Но у нас на руках есть все документы, подтверждающие
обоснованность выбора того или иного победителя. А если что-то кому-то не нравится,
пусть снижает цены или меняет условия поставок так, чтобы это стало привлекательным и
выгодным для окружного бюджета.

— Это правда, что из-за противоречий между окружными властями и главой
администрации Эхирит-Булагатского района у этой территории возникли трудности
с подготовкой к отопительному сезону?

— Трудности существуют не с подготовкой к зиме, а с подключением к отоплению,
поскольку муниципальное предприятие Эхирит-Булагатского района «Коммунальщик»
имеет долги. Они накоплены из-за того, что население своевременно не рассчитывается за
коммунальные услуги. Действительно, эта проблема есть. Но, к сожалению, вместо того,
чтобы заниматься решением таких вопросов, власти Эхирит-Булагатского района
увлечены политическими играми. Я же считаю: прежде чем заниматься политикой, дайте
людям свет и тепло.

Поскольку окружная администрация не может себе позволить вот такой «уход в
политику», мы вынуждены заниматься проблемами «Коммунальщика», так что тепло в
домах будет.

— Еще говорят, что в этом году Эхирит-Булагатский район получил из окружного
бюджета значительно меньше средств, чем в прежние годы…

— На 1 июня 2004 года муниципальные образования Эхирит-Булагатского района
получили в 500 раз больше средств, чем на ту же дату в прошлом году. А бюджет Эхирит-
Булагатского района получил меньше. Но сокращены расходы на содержание аппарата,
прекращено нецелевое использование бюджетных средств районной администрацией. Эти
деньги перераспределены в пользу непосредственно бюджетополучателей — за счет этого
такой рост объемов финансирования.

— А как вы относитесь к обвинению в том, что окружная администрация уж очень
дружит с Думой УОБАО? Не является ли это сращиванием исполнительной и
законодательной ветвей власти?

— А что, мы драться должны? Перед исполнительной и законодательной властями любого
субъекта РФ стоит одна задача — выполнение наказов наших избирателей. Ну, были у нас
примеры противостояния — например, Законодательного собрания и губернатора
Иркутской области. Кому от этого хорошо?

Я считаю, что серьезным достижением исполнительной и законодательной властей округа
является то, что на протяжении последних восьми лет им удается плодотворно сотрудничать. И
со всеми тремя председателями, и с самыми разными составами Думы мы находили
общий язык. Благодаря этому удалось избежать крупных политических и экономических
ошибок и всяческих скандалов.

— Для вас, наверное, не секрет, что администрацию УОБАО обвиняют в том, что за
последние годы в округе сократилось поголовье общественного стада КРС, не растут
объемы по производству молока и мяса?

— Назовите хоть один субъект РФ, где произошел рост этих показателей. Я, например,
затрудняюсь. Просто у нас в округе падение сельхозотрасли, характерное для всей России,
проявляется наиболее остро — потому что мы преимущественно аграрный субъект РФ. Что
касается сокращения поголовья, с тем, что это плохо, я могу согласиться только отчасти —
ведь наряду с этим растет поголовье КРС в частных хозяйствах. И это (будем реалистами)
является лучшей защитой населения от инфляции, дефолтов, «черных вторников и
четвергов». Есть корова на дворе — голод семье уже не грозит. А ведь бывало так, что в
колхозе 50 или даже сотня полудохлых коров. При этом голодают и коровы, и работники.
Мы же сознательно делаем ставку на поддержку частных хозяйств (подворий) — на
каждую корову безвозмездно из окружного бюджета выделяем средства для закупки
кормов.

Да, ряд показателей снизился. Но нельзя рассматривать округ в отрыве от
общероссийских процессов — не первый год идет реформирование сельхозотрасли в
масштабах целого государства. Вместо колхозов и совхозов появилась масса новых форм
хозяйствования на селе: ООО, АО, ЧП и так далее. При этом фактически полностью
прекращена господдержка отрасли. А людям на селе все равно жить надо, поэтому
население переходит в частный сектор.

— В связи с принятием пакета федеральных законов о монетизации возникает
вопрос: откуда округ, который является дотационным субъектом федерации, будет
брать средства на выплаты компенсаций по льготам?

— Кредитная история бюджета УОБАО нормальная, и с точки зрения выполнения наших
обязательств перед федеральным бюджетом все в порядке. Мы погасили все бюджетные
ссуды, взятые из федеральной казны, у нас нет задолженности по заработной плате, по
социальным выплатам и т.д. Исходя из всего этого, есть уверенность в том, что
федеральный центр предоставит нам то необходимое финансовое дополнение, которое
потребуется для выполнения обязательств по выплатам льготных денег. Есть и еще одна
важная деталь политического характера — округ никогда не противопоставлял себя
федеральному центру (в качестве примера можно привести итоги голосования по выборам
в Госдуму, Президента РФ и т.д.). И мы вправе рассчитывать на поддержку
центральной власти.

— Вам не кажется, что постоянное дотирование из федерального бюджета негативно
сказывается на экономике УОБАО?

— Мы в округе не только на дотации надеемся, но и собственным бюджетом занимаемся.
Посмотрите, как это было в Агинском округе: у них складывалась та же ситуация, что и у
нас до проведения реформы местного самоуправления. После того, как в 1997-1998 годах
наши соседи рискнули провести административную реформу (то, чем мы занимаемся
сейчас), прошло еще 3-4 года, прежде чем местные власти научились работать со своими
бюджетами. И только после этого доля собственных доходов в Агинском округе стала
расти. А за счет чего мы будем наращивать собственные доходы? За счет увеличения
налоговой нагрузки на наши сельхозпредприятия, которые и без того живут непросто?
Это что же, взять, содрать с товаропроизводителей налоги, а потом им же вернуть эти
деньги в виде матподдержки, чтобы с голоду не померли?

Медленно, но неуклонно рост собственных доходов в УОБАО происходит, но
фундаментально этот вопрос может решиться, когда в полную силу заработает
сельскохозяйственное производство. А это произойдет только тогда, когда сельскому
хозяйству будет оказана реальная поддержка со стороны государства, когда в
агропромышленном комплексе появится квалифицированный менеджмент, когда
сформируется цивилизованный рынок как продовольствия, так и материально-
технических ресурсов, которые используются для производства сельхозпродукции.

Есть и еще один сдерживающий фактор: на территории округа нет своей
сельхозпереработки. На заре эпохи приватизации власти округа потеряли все рычаги
влияния на перерабатывающие предприятия Иркутской области (ОАО «Молоко»,
масложиркомбинат и другие) и попали в зависимость от монополистов. Поэтому округ
сейчас стоит перед дилеммой: создавать свою перерабатывающую базу или только
поставлять сырье для предприятий Иркутской области. Дело в том, что, пытаясь
справиться с проблемой наших сельхозпроизводителей, мы решили не
противодействовать предприятиям округа самостоятельно устанавливать контакты с
любыми перерабатывающими предприятиями на тех условиях, которые им выгодны. Но
получилось так, что закупочные цены (страшно заниженные) стали диктовать
монополисты-переработчики. Поэтому я думаю, что со следующего года, когда наши
бюджетные возможности возрастут, начнем строить в округе свой большой
мясокомбинат и перерабатывающий молочный завод. Уже и площадки для этого
подобраны: в Кутулике будет молочный завод (основной объем производства молока
приходится на Аларский и Нукутский районы), мясокомбинат будет строиться либо в
Александровске (Боханский район), либо в поселке Усть-Ордынский (Эхирит-Булагатский
район). При этом мы не планируем уходить с иркутского рынка. Наша задача —
приблизить производителя сельхозпродукции к переработчику, сделать их отношения
взаимовыгодными.

— Одни из самых сложных проблем округа — обеспечение населения питьевой водой и
телефонизация населенных пунктов. Как эти вопросы решаются окружными
властями?

— Реформа местного самоуправления позволила нам более пристальное внимание
обратить на вопрос обеспечения питьевой водой. Изыскали финансирование и за
последний год на территории округа пробурили 50 новых скважин. Для сравнения: в
прошлом и позапрошлом годах было пробурено максимум десять скважин.
С телефонизацией вопрос несколько сложнее. Решать его за счет бюджета УОБАО
нецелесообразно — надо создавать свою телефонную компанию, обслуживать все это
хозяйство, а у нас для этого нет ни мощностей, ни квалификации, ни денег. Без серьезной
компании такое дело начинать сложно, а операторы связи из Иркутской области к нам
почему-то не идут.

— Ваши оппоненты утверждают, что как человек, не живущий постоянно на
территории округа, вы не сможете эффективно отстаивать интересы жителей
УОБАО.

— То, что я время от времени живу в Иркутске, не мешает мне исполнять обязанности
главы администрации УОБАО. Проблемы округа я знаю очень хорошо и по мере сил
стараюсь их решать. Да и вообще, это не является серьезным аргументом за или против.
Ведь жители, например, Казачинско-Ленского района не требуют, чтобы губернатор
Иркутской области переселился к ним. Километрами измеряется любовь к теще, а
эффективность работы главы субъекта федерации или депутата измеряется реальными
делами. Помните, долго говорили о том, что, мол, не надо в Госдуму выбирать «варяга»-
москвича Кузина: «он у нас не живет». Но сейчас уже нет сомнений в том, что выбор был
правильный — Кузин эффективно помогает округу, и все это видят. Вопрос не в
географии, а в чувстве ответственности перед людьми.

Вообще же я считаю, что победу на выборах одерживает не тот, кто много критикует или
поливает грязью своего соперника, а тот, кто занят делом. Нам в администрации округа
некогда разговаривать — нужно работать: готовиться к зиме, заниматься уборкой урожая.
А люди пусть сами решают, кого выбирать.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры