издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Георгий Фролов: "Заплатите пошлины и торгуйте спокойно"

Сотрудники Иркутской таможни на днях отметили свой профессиональный праздник. О деятельности своего подразделения в беседе с корреспондентом "Восточно-Сибирской правды" Еленой ПЕТРОВОЙ рассказывает начальник Иркутской таможни Георгий ФРОЛОВ

— Георгий Тихонович, расскажите какова доходность Иркутской
таможни?

— Доходность — одна из самых высоких в Сибири. Об этом говорит то,
что только за сентябрь мы перечислили в федеральный бюджет 1,54 млрд. рублей. И
эти показатели с начала года нарастают практически безостановочно. В прошлом году
мы набирали 470 млн. рублей в январе, в декабре — 742 млн. и вот сейчас —
более 1,5 млрд.
Это результат активной внешнеэкономической деятельности наших предприятий. В
зоне ответственности Иркутской таможни экспортируется преимущественно
продукция топливно-энергетического и нефтехимического комплексов,
машиностроения, древесина, черные и цветные металлы. Импортируется же
машиностроительная продукция, продовольственные товары и товары народного
потребления.

— Какое место занимает Иркутская таможня среди подразделений Сибирского
таможенного управления?

— Сегодня наша таможня в Сибирском федеральном округе по собираемости платежей
находится на первом месте, а по товарообороту — на втором,
после Красноярска.
У наших соседей объемы товарооборота очень велики, потому что там ведется
переработка алюминия — это дорогой продукт, но сбор таможенных платежей при
толлинге незначительный. Также у них экспортируются никель и медь — тоже очень
дорогостоящие продукты, но облагаются сравнительно невысокими пошлинами. А
вот нефть облагается просто гигантскими пошлинами, поэтому по сбору мы на первом
месте.

— За счет чего происходит столь интенсивный рост собираемости таможенных пошлин?

— Рост объемов собираемых платежей происходит в основном за счет роста пошлин на
нефть — сегодня они уже дошли до 60% от стоимости. Во-вторых, ужесточен контроль
за таможенной стоимостью товаров, ввозимых в Россию из Китая. Их заявляемая
таможенная стоимость повысилась в течение года в несколько раз из-за того, что
раньше многие предприниматели хитрили и составляли двойной пакет контрактов:
один — для таможни, другой — для фактических расчетов. Кроме того, многие
предприятия, которые действуют сегодня на территории Иркутской области,
фактически являются китайскими, то есть работают на китайский капитал, а отсюда
еще и теневой оборот денег, не облагаемых налогами. И, соответственно, при
заключении контракта на поставку товара с какой-то китайской фирмой нам
декларируется стоимость, скажем, 50 центов за кг, но фактически этому предприятию
проплачивается гораздо более высокая сумма. Сегодня мы вышли на более
достоверную информацию.

— Как часто и какие именно нарушения выявляют ваши сотрудники?

— По нашей таможне в этом году в среднем выявляется по одному
нарушению в день. Связаны
они, как правило, с недостоверным декларированием. Это довольно часто встречается
на китайском направлении. Китайцы — народ предприимчивый, но крайне
недисциплинированный. Могут отправить сюда, например, десять тонн какого-то
товара, а напишут, что там девять тонн. Наш предприниматель заявляет эту массу без
взвешивания, потом мы проверяем весовые параметры и выясняем, что там есть
несоответствие. Бывают также нарушения, связанные с неверным указанием кода
товара. Например, поступает какой-то товар, заявляется неверный код, при котором
ставка таможенных платежей вместо 20% будет 10%, то есть вдвое меньше. Иногда
это происходит из-за неопытности предпринимателя, а иногда это делают специально
— есть так называемые «товары-прикрытия», которые походят по составу, но
налогообложение к ним применяется совершенно по-разному. Кроме того, бывают
нарушения, связанные с экспортом леса. Лесоэкспортер нам заявляет, что в течение
этого месяца вывезет, например, 500 куб. метров леса, а потом на пограничном
таможенном пункте обнаруживают, что там на 10 куб. метров больше.

— Насколько мне известно, с недобросовестными лесоэкспортерами вы боретесь путем
создания постоянных зон таможенного контроля. Какие результаты это приносит?

— Созданием постоянных зон таможенного контроля мы, прежде всего, планировали
повысить дисциплинированность экспортеров леса. Не секрет, что очень многие из
них строили свою доходную составляющую на обмане государства. То есть
оформляли, допустим, 50 куб. метров леса, а фактически вывозили 70 куб. метров в
вагоне, и разницу они получали освобожденную от каких-либо налогов. Кроме того,
эти деньги зачастую не поступали в Россию, а получались, например, в Китае на
руки или зачислялись на какие-то китайские счета. Таким образом, шло освобождение
от уплаты налогов в российский бюджет. С созданием зон таможенного контроля мы
достаточно серьезное количество участников этой торговли отсекли. Количество
лесоэкспортеров снизилось за семь месяцев на 17%, около 40 вороватых фирмочек
исчезло. Но создание зон таможенного контроля — это только первый шаг.

На следующем этапе мы готовимся вместе с областной администрацией определить
конкретные места отгрузки лесоматериалов, то есть только
те предприятия, с тупиков
которых будет возможна отгрузка. Дальше будет
делаться ставка на добросовестность предпринимателей, на тех, у кого чистые
взаимоотношения с бюджетом как в части взимания общего налога по внутреннему
обороту, так и внешнеторговых налогов. Сегодня у нас немногим более 30 зон
таможенного контроля. Вначале мы под гарантию предприятий создали больше, но
некоторые из них не выполнили свои обязательства, поэтому мы их из этого списка
исключили. И естественно, что в дальнейшем, при определении мест отгрузки, эти
предприятия в список уже не попадут. Мы отсекаем предприятия, имеющие такие
проблемы, как, например, отсутствие регистрации в органах госвласти, какие-то
нарушения в налоговой сфере, неисполненные обязательства перед бюджетом или
перед партнерами по бизнесу. В общем, есть большой перечень критериев, по
которым мы оцениваем надежность предпринимателя, занимающегося экспортом
леса. Но это касается только круглого леса, поскольку пиломатериал контролировать
легче, и мы таких жестких ограничений в этой области пока вводить
не намерены.

— Помимо создания зон постоянного таможенного контроля, какие еще меры вы
используете для упорядочивания деятельности лесоэкспортеров?

— Сейчас мы вводим еще и электронную маркировку леса. Это один из этапов
обеспечения достоверности таможенного оформления. Мы считаем, что лес должен
маркироваться, начиная, буквально, с лесосеки. Свалили дерево, разделали на
бревна, каждое из бревен обмеряно, и к нему прибита бирка, а данные измерения
внесены в электронную базу данных предприятия. И доступ к этой базе данных
должны иметь все: налоговые органы, таможня, милиция. На сегодня предприятий,
которые уже приобрели вот эту систему, пока немного — в пределах десятка. Но когда
в областной администрации межведомственной комиссией будет принято
окончательное решение об учреждении мест отгрузки, то одним из основных условий
для размещения мест отгрузки на территории предприятия будет наличие
эксплуатируемой системы учета лесоматериалов. Без этой системы с данной
территории не будет возможна отгрузка леса. Правда, мы поначалу будем разрешать
некоторым предприятиям работать без такой системы учета.
Но в течение двух месяцев
каждое предприятие, которое будет включено в список мест отгрузки, должно будет
обеспечить внедрение этой системы и создание постоянных зон таможенного
контроля на тех предприятиях, где они еще не созданы. И я думаю, что до конца
текущего года мы эту систему запустим. В будущем ее целесообразно
внедрять по всей России, должна быть единая база данных, на пограничных
таможенных постах необходимы сканеры, считывающие информацию с бирок на
лесе.

— Электронная маркировка леса — это один из этапов при
переходе к системе электронного декларирования. Расскажите об этой системе.

— Сегодня у нас система электронного декларирования не внедрена, но Иркутская
таможня в числе пяти таможен Сибирского таможенного управления уже включена в
план, согласно которому мы в середине декабря должны начать электронное
декларирование. Сегодня комплекс автоматизированных программных средств
таможенного оформления внедрен у нас только на двух постах — Иркутском и
Ангарском. А для того, чтобы внедрить систему электронного декларирования,
необходимо, чтобы были соответствующим образом оснащены все восемь постов
Иркутской таможни. На декабрь у нас запланировано оснащение
Нижнеудинского таможенного поста, так что будем постепенно продвигаться в этом
направлении. Кроме того, на первых этапах электронное декларирование не будет
доступно всем. Мы планируем в течение полумесяца собрать серьезных
предпринимателей, которые готовы несколько потратиться на приобретение
соответствующих программных средств. Начнем с небольшого количества
предприятий, а по мере наработки опыта будем продвигаться далее. Не исключено,
что к Новому году у нас хотя бы несколько предприятий будет работать в этом
режиме.

— Георгий Тихонович, а как идет подготовка к открытию в Иркутске таможенного терминала?

— Мы уже подготовили рабочие места для наших сотрудников. Месяц назад отправлены
документы в Сибирское таможенное управление и в федеральную таможенную
службу, чтобы узаконить место размещения терминала. Это территория предприятия
«Компромсервис», на месте бывшей металлобазы. Сегодня у нас там размещены два
склада временного хранения, постоянная зона таможенного контроля для
лесоматерилов, постоянная зона таможенного контроля для металлолома. Там же
сейчас функционирует досмотровый отдел Иркутского таможенного поста, и
Иркутский таможенный пост в полном составе в начале ноября туда
переселится. Мы к этому полностью готовы, помещения отремонтированы, проведена
реконструкция всего здания, установлены мебель, оргтехника, подключены
системы связи, компьютеры включены в нашу единую таможенную сеть.

— Каких результатов вы ждете от открытия этого терминала?

— Прежде всего мы ожидаем ускорения таможенного оформления, поскольку
расстояние от нас до «Компромсервиса», то есть между таможней и складом, сейчас
20 км. Из-за этого отсутствовали надежные каналы связи. Здесь проверялись
декларации, возникала необходимость проведения досмотра, инспектор получал
задание, ехал с ним туда, там производил досмотр, оформлял акты и оттуда
возвращался назад. Это занимало, в лучшем случае, сутки. А там все будет на месте,
кроме того, работа этих складов будет под жестким контролем
руководителей таможенного поста, а не только досмотрового отдела. Таким образом,
мы надеемся исключить малочисленные, но все-таки имеющиеся нарушения
таможенных правил. Кроме того, мы планируем в ближайшие месяцы создать два
склада временного хранения для скоропортящейся продукции, прежде всего овощей и
фруктов, которые ввозятся из Китая и из ближнего зарубежья. А поскольку
железнодорожные пути у нас все на том берегу, то, естественно, все это будет
достаточно компактно. Сегодня мы пока вынуждены выдавать скоропортящиеся
продукты на хранение на собственных складах предприятий, они разбросаны по всему
городу, и не только в Иркутске, но и в Шелехове, Ангарске. Это
очень неудобно. Мы знаем, что под прикрытием этой продукции
прячутся и наркотики, и другие товары, запрещенные к ввозу в Россию, поэтому
жесткий контроль здесь необходим. Создавая там терминал, мы сосредоточиваем
вокруг него комплексы складов подавляющего большинства товаров, вне этих
комплексов останутся только крупные заводы либо специфические товары, которые
нельзя хранить вместе с другими, например, химикаты. Но процентов 95
товаров будет размещаться на складах. Таким образом, создавая терминал, мы решаем
две задачи: увеличение скорости товарооборота и повышение качества контроля за
ввозимыми товарами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры