издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Министр обещал подумать

  • Автор: Дмитрий ДАНИЛОВ

В России формируются основы бюджетной стабильности В минувшую пятницу в Кемерове прошло окружное совещание "Об итогах исполнения бюджетов субъектов РФ СФО за первый квартал 2005 года с учетом монетизации льгот, проблемах перехода на трехуровневую систему бюджетного финансирования и вопросах формирования бюджета на 2006 год", в котором принял участие министр финансов РФ Алексей Кудрин.

В своем выступлении министр финансов не стал скрывать, что правительство
удовлетворено итогами первого этапа реформирования социальной сферы. По мнению
Алексея Кудрина, новая система финансирования привела к тому, что государство стало
более тщательно исполнять свои обязательства перед гражданами, имеющими право на
социальную поддержку: «Ушли в прошлое незакрепленные социальные мандаты, четкое
распределение ответственности привело к тому, что в этом году субъекты федерации
запланировали на социальную сферу почти в два раза больше средств, чем в прошлом
году».

Действительно, с учетом замены натуральных льгот на денежные выплаты объем
средств, выделяемых на социальные выплаты из бюджетов всех уровней, существенно
увеличился, и в 2005 году на финансирование выплат взамен льгот федеральный бюджет
направляет в 4 раза больше средств, а субъекты РФ — в 2 раза. В частности, на
финансирование Закона о ветеранах регионы Сибири в первом квартале 2005 года
направили в 2,5 раза больше средств, чем в январе-марте 2004 года (рост по РФ в целом —
1,8 раза). Самый значительный рост расходов на социальное обеспечение ветеранов
достигнут в Кемеровской, Иркутской, Омской областях, Алтайском крае.

В качестве положительного примера наведения порядка в «социалке» Кудрин привел
сферу перевозок. В ходе реформы по монетизации льгот на транспорте в первом квартале
текущего года по России в целом лишь 15,6 процента льготников воспользовались
документами, дающими право на бесплатные поездки. «Такие итоги для нас крайне
важны, — отметил Алексей Кудрин, — потому что стали прозрачными объемы перевозок
вполне определенной категории людей». Тем самым, подчеркнул министр, «страна
переходит от виртуальных показателей к реальным затратам и формирует основы
бюджетной стабильности на предстоящие годы».

На развитие социальной сферы федеральный центр намерен выделить в этом году
субъектам федерации дополнительно 20 млрд. рублей.
Кроме того, регионам будет выделено 9 млрд. рублей на выплаты военнослужащим и
приравненным к ним категориям и 8 млрд. рублей на поддержку транспорта.

В то же время А. Кудрин подчеркнул, что все средства для развития регионов будут
направляться только из федерального бюджета. Он заявил, что категорически возражает
против использования для развития регионов средств из Стабилизационного фонда
России, что не могло не вызвать недовольство региональных лидеров — которое, однако,
никто не решился высказать публично.

Стабилизационный фонд является инструментом сохранения макроэкономической
стабильности в стране. В соответствии с законодательством Стабфондом РФ
признается часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения
цены на нефть над базовой ценой, а также за счет остатков средств бюджета на
начало соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от
размещения средств Стабфонда. Базовая величина фонда для страховки бюджета на
случай ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры установлена в размере 500 млрд.
рублей. Поскольку последние годы цена на нефть была высокой, объем Стабфонда на 1
апреля достиг 768,45 млрд. рублей.

На совещании также много внимания было уделено построению межбюджетных
взаимоотношений между федерацией и субъектами. Как отметил в своем докладе
директор департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Антон
Силуанов, по итогам первого квартала доходы бюджетов территорий СФО увеличились
более быстрыми темпами, чем по России в целом (средний рост доходов региональных
бюджетов в округе составил 48 процентов, по Российской Федерации — 46 процентов).
Снизилась напряженность исполнения бюджетов, которая оценивается, в том числе, по
доле расходов на оплату труда: в СФО этот показатель в январе-марте 2005 года составил
36,5 процента. В то же время, как было отмечено на совещании, отсутствие
напряженности в выполнении бюджетов регионами в первом квартале не является
показателем, так как большинство территорий с опережением получили финансовую
помощь из федерального бюджета, а некоторые территории привлекли займы и авансовые
налоговые поступления.

Больная тема — построение межбюджетных отношений в рамках реформы местного
самоуправления. В результате реализации Федерального закона N131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» только за
2005 год количество муниципальных образований в Российской Федерации увеличится
вдвое. В Иркутской области муниципалитетов станет почти 400. Как обеспечить
деятельность этих муниципальных образований финансами?

Представитель президента
Анатолий Квашнин полагает, что вопрос можно решить за счет доходного потенциала
территорий: «При переходе на трехуровневую систему бюджетного финансирования
необходимо обеспечить заинтересованность органов местного самоуправления в развитии
собственного налогового потенциала, обеспечении роста поступления собственных
доходов», — заявил полпред. Но это не всегда возможно: в частности, проблемы ожидают
Иркутскую область. По расчетам, сделанным областной администрацией, расходы на
двухуровневую систему управления составят 18 млрд. рублей, а доходы, которые смогут
дать территории, — всего 10 млрд. Кто компенсирует региону оставшиеся 8 млрд.?

Этот вопрос обсуждался на встрече губернатора Бориса Говорина с министром финансов
РФ Алексеем Кудриным, которая состоялась в Кемерове после заседания совета
Сибирского федерального округа. По мнению Бориса Говорина, правительству нужно
внести корректировки в методику начисления федеральных трансфертов: «С 2002 года
Минфин применяет при этих расчетах по отношению к Приангарью неверные данные.
Исходя из них, доходная база области значительно выше, чем на самом деле, — убежден
губернатор Иркутской области. — Соответственно, трансферты, получаемые областью из
федерации, занижены». Алексей Кудрин заверил, что Министерство финансов
внимательно изучит представленные документы и сообщит о своей позиции.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры