издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Дойти до самой сути..."

Спектакль академического драматического театра имени Охлопкова "Завтра была война" стал участником Российского фестиваля "Поколение NEXT", проходившего в рамках празднования 60-летнего юбилея Великой Победы, в Москве на сцене Театра наций. Среди многочисленных участников театрального форума наш спектакль был признан лучшим, о чем говорится в благодарственном письме, направленном дирекцией фестиваля в адрес губернатора Бориса Говорина.

Спектакль охлопковцев — экспериментальный.
Художественный руководитель театра Геннадий
Шапошников пригласил для участия, кроме
профессиональных актеров, студентов театрального
училища. Молодые исполнители учились у маститых
педагогов непрерывности сценического действия, а
последние, в свою очередь, перенимали у молодых
искренность, стремление «во всем дойти до самой сути».

— На нашем спектакле в Москве был аншлаг, —
рассказывает педагог по мастерству актера, участница
спектакля народная артистка Наталья Королева. —
Среди зрителей было человек шестьдесят представителей
иркутской диаспоры, ветераны, молодежь. Многие
плакали. На этом спектакле всегда плачут, потому что
Борис Васильев писал о правде человеческих
взаимоотношений. В повести есть нерв, настоящий
драматизм. Счастье, что студенты соприкоснулись с
этим материалом.

Мы понимали, что роли, которые исполняют студенты,
сегодня им «на вырост», но на то они и стали
экспериментальным курсом, чтобы с первых шагов
обучения слиться с театром. Не случайно в спектакле
заняты, кроме педагогов, заслуженные артисты Людмила
Слабунова, Николай Дубаков, актеры Игорь Чирва,
Евгений Солонинкин.

Кроме участия в фестивале была договоренность со
Щукинским театральным училищем о том, что ребята
пройдут мастер-классы, побывают на студенческом
подиуме. Они посмотрели спектакли выпускных курсов
театральных школ мира. Правда, как говорят, из
увиденного не многое впечатлило. Лучше нашей русской
школы ничего нет. Выделялись американцы, которые
учатся тоже на экспериментальном курсе в школе-студии
МХТ у Олега Табакова, познают основы психологического
театра.

Надо заметить, что многие второкурсники впервые были
в Москве. Для них само пребывание в столице уже стало
событием, не говоря о выступлении на сцене
прославленного театра, посещении музеев, прогулках по
Красной площади. Впечатлений масса. О них от имени
курса Василий Конев:

— В Москве мы были восемь дней. Ездили в метро,
ходили по Арбату, но то, что находимся в столице,
почувствовали только на спектакле «Люди и вещи»,
поставленном педагогом по пластике Андреем Дрозниным
со студентами третьего и четвертого курсов Щукинского
училища. Как они двигаются, что делают с вещами!
Высочайший уровень. Очень важно видеть, как живут
другие, какие цели перед собой ставят. Потрясающими
были занятия с педагогом по мастерству актера
Родионом Овчинниковым, по сценическому движению и
пластике с Андреем Дрозниным, вообще со всеми
педагогами Щукинского училища.

— А были ли на занятиях в столичном училище такие
формы обучения, с которыми вы не сталкивались в
Иркутске?

— Нет, такого не было. У столичных ребят больше
рвения к учебе, они более развитые и любознательные
студенты. Общение с ними стало для нас стимулом в
овладении своей будущей профессии.

— Должна заметить, что Иркутское училище не уступает
Щукинскому, — говорит Наталья Королева. — Педагог
по сценическому движению Вячеслав Савватеев учился у
Дрознина. На занятиях по сценической речи совпадение
было полным. Правда, мы ведем борьбу с сибирским
говором, поэтому просили московских педагогов
провести по этой теме специальные занятия.

— Василий, что вам еще запомнилось в Москве?

— Музеи. Мы были в Третьяковской галерее, видели
картины художников, которые нам знакомы по
репродукциям с детства, по занятиям на предмете
изобразительного искусства. Когда видишь великие
полотна в подлинниках, они производят иное
впечатление. Очень понравилось в Пушкинском музее,
само здание производит колоссальное впечатление. Я
буквально застрял в зале импрессионистов и
постимпрессионистов, не мог оторваться от картин
любимого Ван Гога.

— По возвращении из Москвы спектакли в театре идут
почти каждый день, а то и по два на дню. Как вам
кажется, вы стали играть по-другому?

— Появилось больше внутренней свободы. В каждом
спектакле возникают новые краски, нюансы
взаимоотношений, каждый спектакль идет как бы по-новому.

— Смысл нашей профессии и заключается в том, чтобы
играть очередной спектакль, как в первый раз, —
поправляет своего студента Наталья Королева. — Сейчас ребята стали понимать это, постоянно находятся
в движении, в поиске новых эмоциональных ощущений, их
сценического выражения.

Мастера сцены помогают ребятам выстраивать
партнерские взаимоотношения, ведут за собой,
показывают классические образцы перевоплощения. Как,
например, Наталья Королева, которая играет в
спектакле образ бездушной учительницы.

— Наталья Васильевна, вас не перестали любить ребята
из-за того, что вы играете эту роль?

— Я очень боялась, что отношения ребят к моему
персонажу перейдут и на меня. Так часто бывает, когда
сценический образ ассоциируется с личностью актера.
Ребята успокоили, сказали, что не перепутают театр с
жизнью. Они учатся живой, интересной профессии, в
которой со сцены можно много сказать добра, заставить
зрителя задуматься.

Живой тому пример — спектакль «Завтра была война»,
который часто смотрят школьники. В начале действия в
зале бывает шумновато, но зрители затихают, когда
начинают понимать суть конфликта. Они искренне
сопереживают судьбам героев. И не только в сцене
смерти, похорон, но и в финале, когда артист Николай
Дубаков перечисляет, где и как погибли на войне
ученики 9 «А» класса, о которых рассказал спектакль.
Значит, душа сохраняется в человеке, значит, не все
потеряно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры