издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Юбилейные заботы Сергея Мутовина

Сегодня депутату Законодательного собрания Иркутской области Сергей Мутовину, генеральному директору ОГУП "Дорожная служба Иркутской области", исполняется 50 лет. Однако в нашей беседе с Сергеем Прокопьевичем, которая состоялась накануне этого события, юбилейная тема оказалась отодвинутой на второй план. Прежде всего дела - депутатские и дорожной службы.

В паводок не до праздников

— Полувековой рубеж — событие значимое для каждого
человека, — согласился Сергей Прокопьевич, —
однако в последний месяц мне было не до юбилея. Несколько
районов Иркутской области пострадали, как это часто
бывает в Приангарье, от весенних паводков. И если
раньше мне, как руководителю областной дорожной
службы, приходилось решать вопросы восстановления
дорожной сети в пострадавших районах, то в этом году
я оказался перед достаточно серьезными проблемами уже
как депутат Законодательного собрания области,
поскольку в беде оказались мои избиратели.

По словам Сергея Мутовина, Качугский и Жигаловский
районы области пострадали от паводка незначительно.
Оказался затоплен участок дороги в 67 км
от Качуга в сторону Жигалово. Были подтопления и в
Жигаловском районе. Но здесь дорожная служба работала
в привычном для паводкового периода режиме, и хотя для
сохранения сети дорог понадобились определенные
усилия, сама ситуация не вышла за рамки штатной и для
дорожников новой не была.

Досталось, в основном, Тайшетскому району, который
входит в избирательный округ депутата Мутовина и на
который в этом году пришлось больше всего несчастий.
Здесь, как рассказал Сергей Прокопьевич, стихия
нанесла удар по северу района.

В деревнях Шиткино и Новотремино вода подтопила около
70 домов, подошла под окна. Пострадали ограждения,
хозяйственные постройки, однако значительных
разрушений и жертв не было. Население этих деревень к
наводнениям привыкло…

— У наших людей есть одна черта, — заметил
Сергей Прокопьевич. — Их топит каждый год. Они знают,
что будет топить и впредь, но уезжать не хотят,
говорят: «Все равно будем здесь жить!».

Эта проблема особенно остро встала в 2001 году, когда
паводковая ситуация была чрезвычайно сложной. В тот
тяжелый для Приангарья год только дорожному хозяйству
области паводковыми водами был нанесен ущерб,
превысивший 260 млн. руб. Однако усилиями дорожной
службы движение автотранспорта сорвано не было.

Патриха исчезнет с карты региона

Настоящее стихийное бедствие постигло весной Патриху.
Эта деревня на юге Тайшетского района оказалась в
центре внимания всех российских телеканалов.

Когда Сергей Мутовин вместе с губернатором Борисом
Говориным полетели туда на вертолете, с воздуха
открылась жуткая картина. На месте деревни они
увидели нагромождение ледяных глыб высотой от двух
до пяти метров. Между ними — трубы и крыши домов.
Идущее по песенной Бирюсе ледяное поле длиной порядка
15 км и шириной около 100 м всей массой, со
скоростью 45 км в час обрушилось на Патриху,
стоящую на низком берегу реки.

Вертолет сел, к нему подошли люди. Их, впрочем,
в деревне осталось немного.
Большая часть населения была эвакуирована. Паводок
уничтожил практически всю деревню. Люди потеряли кров
и нажитое добро. При этом оказалось, что ни один из
жителей не застраховал ни дом, ни имущество, ни
транспорт. Люди остались в буквальном смысле этого
слова голыми. Сохранилась лишь одна улица — Новая.
Она была построена в шестидесятых годах прошлого века
после наводнения примерно такой же силы. В этот раз
только она и уцелела…

— Что опять-таки удивительно, — вспоминает Сергей
Мутовин, — так это то, что, когда мы проводили
встречу с жителями Патрихи, большая часть которых
эвакуирована в деревню Сереброво, далеко не все
выразили желание уехать. «Восстанавливайте, —
говорят, — назад вернемся».

— Такой уж мы великий и могучий народ, — с грустью
говорит Сергей Прокопьевич. — Нас топит, нас давит
льдами, а мы все равно живем и будем жить. На
прежнем месте… Зная, что беда повторится неминуемо.

Однако губернатор еще в вертолете принял решение:
«Все! Патрихи больше не будет. Какой смысл ее
восстанавливать, если через год, два или сорок лет
ее все равно затопит и снесет?»

Конечно, большая часть жителей согласилась с мнением
губернатора. Тем не менее во время беседы
забрасывались «удочки» по поводу покосов и огородов.
Не удивлюсь, если, приехав туда через год, мы увидим
часть прежних жителей, заново обустроившихся на
разоренной земле. Но официально этого населенного
пункта уже не будет.

Дорожники не подвели

При ликвидации последствий наводнения перед властью
возникла масса проблем: размещение пострадавших в
ближайших селах, строительство и приобретение жилья,
снабжение продуктами и одеждой. Денежная помощь от
губернатора, средства на приобретение мебели и скота,
семена для посева…

— Я держу ситуацию под контролем и регулярно
докладываю о ней губернатору, — сказал Сергей
Прокопьевич. — Делаю все, чтобы не погрязнуть в
кампанейщине, чтобы людям, каждому человеку персонально, была
оказана необходимая материальная и моральная
поддержка. Губернатор требует оперативной информации еще и
потому, что на этой территории, уже традиционно, от
паводков страдает несколько населенных пунктов: не
только Патриха, но еще и Сереброво, а также Соляное.
В Соляном, бывшем поселке лесозаготовителей,
оставшемся после ликвидации когда-то процветавшего
лесхоза, исторически образовалась нелепость. Поселок
находится по одну сторону реки, а школа-десятилетка
— по другую. Дышавший на ладан старый подвесной мост
снесло наконец-то паводком. Новый мост, тоже
подвесной, который по решению администрации области
строится с 2003 года, еще не готов. Ванты уже натянуты,
надо положить настил и сделать ограждение. Однако для
того, чтобы Мостострой-9 смог завершить работы,
необходимо 16 млн. руб. Я намерен обратиться к
губернатору как депутат с просьбой найти для
Тайшетского района эти деньги…

Кроме того, дорога ремонтируется на Сереброво,
автобус надо как можно быстрее пустить. Это уже дела
дорожной службы.

Если говорить о дорожной службе, то группам
оперативного реагирования — ГОРам, которые были
введены Мутовиным с 2001 года, пришлось работать
сутками. В составе ГОРа дорожный мастер, двое
рабочих и необходимая техника (погрузчик, бульдозер,
грейдер). Готовность — ежечасная и ежедневная. В
снегопад, гололед, во время весенних наводнений
группа намедленно переходит в чрезвычайный режим
работы. Диспетчер филиала, на территории которого
возникает экстремальная ситуация, срочно поднимает
директора и собирает группу оперативного
реагирования. Люди приступают к борьбе со стихийным
бедствием незамедлительно. Объем работ часто
оказывается колоссальным. Приходится в экстренном
порядке, не считаясь со временем, восстанавливать не
только дорожное полотно, но и мосты, водоотводы,
перепускные трубы. Особенно много работы было в
2001 г., когда в области пострадало значительное число
дорог и куски асфальтобетона размером до пяти
метров находили за сотни метров от дорожного полотна.
Так было в районе Тельмы. В том же 2001 г. силами
областной дорожной службы за три недели была
восстановлена взлетно-посадочная полоса в Киренском
аэропорту. Она работает по сей день.

Не подвели дорожники и в этот раз. И хотя о полном
восстановлении дорог в Патриху речь шла, надо
было в кратчайшие сроки восстановить проезд к селу.
Сами дороги превратились в кашу, снесло мосты.
«Одежда» дорожных покрытий оказалась смытой на
протяжении километров. Но к моменту, когда губернатор
прилетел в Тайшет, проезд до села Патриха был
восстановлен. На совещании, которое проходило с
участием губернатора, мэр района сказал, что у него
нет претензий только к двум организациям —
Иркутскэнерго и областной дорожной службе… В общей
сложности цена стихийного бедствия весной 2005 года
составила 13,5 млн. руб.
При этом надо заметить, что дорожники начинают
восстановление дорог, не дожидаясь ни команды сверху,
ни финансирования.

Основания для оптимизма

Наряду с заботами о благоустройстве людей,
пострадавших от наводнения, и многочисленными текущими
делами перед депутатом Мутовиным стоит еще одна
глобальная проблема. Все ближе 1 января 2006 года —
день, с которого вступает в силу закон N 131 о
реформе местного самоуправления.

Нынешнее состояние дел по подготовке к этому моменту
вызывает у Сергея Прокопьевича серьезные опасения:

— Закон призван решить серьезную задачу в построении
гражданского общества — чтобы люди сами управляли
своей жизнью. При этом, однако, остается нерешенным
столь большой круг вопросов, что говорить о
готовности к реформе моего избирательного округа,
как, впрочем, и всей страны, пока рано. Шутка
сказать, в Иркутской области должно появиться 392
новых муниципальных образования. Для каждого нужен
административный аппарат, а для результативной работы
этого аппарата необходимы подготовленные кадры и
деньги… Но здесь есть обстоятельство, которое
внушает оптимизм. Реформа необходима, но если дать на
ее подготовку еще время, то в силу особенностей
нашего национального характера и десятка лет не
хватит. Так что это в наших традициях: топор подняли,
рубанули, стали смотреть, что из этого получилось.

Главный подарок

— Сергей Прокопьевич, дела делами, но давайте
вернемся к вашему полному «совершеннолетию», которое
вы отмечаете в этом месяце, — предложил я. — Тем
более, что ваш личный юбилей имеет непосредственное
отношение к вашей профессии. С чего все начиналось,
как вы стали дорожником? Почему не летчиком и не
космонавтом?

— Я действительно собирался не столько ремонтировать
дороги, сколько по ним ездить, хотя ни в летчики, ни
в космонавты не стремился. А сейчас я не представляю
себе жизни без дорожной службы. Жизнь менять не хочу!
Ведь дорожник — не профессия. Дорожник — это «нация».
Если человек попал в дорожники и проработал 3-4-5
лет, то он, скорее всего, останется в дорожной службе
на всю жизнь.

Как буду отмечать юбилей? С друзьями и коллегами
по работе. Ведь этот год у дорожной службы особый.
Дни рождения празднуют сразу 12 филиалов. А Нижнеудинскому
филиалу исполняется ни много ни мало 70
лет. Так что праздник у работников дорожной службы
области получается общим.

Сергей Прокопьевич считает, что свой подарок к юбилею
он уже получил:

— Самый главный подарок — внук Серега. Ему год и
четыре месяца. Он — главный участник праздника.

Редакция «Восточно-Сибирской правды» поздравляет
депутата Законодательного собрания Иркутской области,
генерального директора ОГУП «Дорожная служба
Иркутской области» Сергея Прокопьевича Мутовина с
«полным совершеннолетием».

На снимке: Сергей Мутовин

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры