издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Анна Самохина: Я совсем не похожа на Риту!

В Петербурге появился первый частный театр "Театральный центр на Коломенской". Пока у него всего два спектакля. В одном из них -- "Влюбленный Мопассан" -- Анна и Александра Самохины, мать и дочь в жизни, играют мать и дочь. "Как они похожи!" -- отметили зрители.

Роковая красавица

В конце 80-х на экраны страны вышел фильм «Воры в законе» (по мотивам рассказов
писателя Фазиля Искандера). Вора в законе сыграл неподражаемый Валентин Гафт, а его
любовницу, роковую красавицу Риту — Анна Самохина. Фильм имел оглушительный
успех, в Риту-Анну влюбились, кажется, все мужчины. Такой красивой «восточной»
актрисы в Советском Союзе просто не было. На нее буквально обрушился град
предложений на роли «роковых красавиц» со всех киностудий страны! Позже Самохина
скажет:

— Я благодарна судьбе за то, что попала в этот фильм, он принес мне популярность.
Однако с героиней фильма у меня нет ничего общего — ни одного взгляда, шага. Я
человек верующий, христианка. Но если бы меня снимали, какая я есть, было бы
совершенно неинтересно. Я обычный человек, неэкзальтированный, неизбалованный, не
люблю больших компаний…

— Анна, как вы пережили тогда свалившуюся популярность?

— Некогда было даже задумываться об этом, потому что с поезда — в гостиницу, потом —
на съемки, в самолет, снова на съемочную площадку и обратно в дорогу. Там другая
проблема была: как выжить. За четыре года я снялась в тридцати картинах. А сколько еще
предложений было! В моду резко вошла проституция, которая вдруг обнаружилась в
нашей стране. Но я категорически отказывалась от ролей проституток.

— С фильмом вы тогда ездили по стране. Поклонники одолевали?

— Поклонники нам не особо досаждают, разве что психически ненормальные люди да в
состоянии алкогольного опьянения. Мы не эстрадные «звезды», у нас нет фанатов.

— Правда, что фильм обругали критики, журналисты?

— Да, говорили, что это «дешевка», «грубый кич», «конъюнктурщина»… А история все
расставила на свои места. Зрители приняли фильм с восторгом. Столько лет прошло, и
сегодня он уже похож на сказку, в нем нет грубости, пошлости. Там создан
притягивающий образ свободной женщины, недаром же в рассказе она зовется «чегемской
Кармен». Эта женщина не продается, не покупается, она свободна, способна на поступок,
на все, что угодно, даже на убийство. Образ не вызывал отталкивающих впечатлений ни у
женщин, ни у мужчин.

— Вы с каким чувством смотрите сегодня «Воров в законе»?

— За все эти годы я видела фильм раза три-четыре. Вообще не смотрю киноленты со своим
участием, не могу смотреть на себя. Муж зовет из соседней комнаты, мол, иди, фильм, в
котором ты снималась. Лишь иногда откликаюсь. Как ни странно, я много раз смотрела,
раз семь (это рекорд для меня!) только «Китайский сервиз». Не из-за себя. Мне нравится
этот фильм в целом, сюжет, актеры — Сережа Безруков, Олег Янковский.

Свобода выбора

Удивительное дело: никто из питерских актеров не мог сказать, где же сейчас живет Анна
Самохина — в Москве? в Петербурге? Работает ли в театре? Все вспоминали лишь то, что
в городе на Неве у нее ресторан…

— Правда? Кому надо, знают, где я живу, — рассмеялась актриса, восхитительно красивая
и сегодня. (В гримерке она готовится к выходу на сцену в роли французской маркизы).

— Я занята в нескольких антрепризах. Нынче хорошее время для нас, свобода выбора.
Актер может сам решать, где ему играть, у кого и с кем. Мне очень нравятся сейчас
гастроли! Я давно не ездила по стране. А тут со спектаклем «Мастер и Маргарита»
побывала на Украине. В Киеве, Харькове, Днепропетровске, Донецке — всюду полные
залы.

А живу я за городом — во Всеволожске Ленинградской области. Действительно, был
период, когда переезжала в Москву, но как-то там не сложилось. Значит, не время было.
Ну и слава Богу…

Анна Самохина родилась в Гурьевске Кемеровской области. Выросла в Череповце. В
Ярославле окончила театральное училище и там же впервые вышла замуж — за
однокурсника Александра Самохина. Работали молодожены в Ростове-на-Дону, в ТЮЗе.
В этом городе появилась на свет их дочка Александра. Первой ролью в кино для Анны
стала Мерседес в телевизионном фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Узник замка
Иф» по мотивам романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Съемки проходили на Одесской
киностудии. В том же 1988 году режиссер Юрий Кара пригласил Самохину на главную
женскую роль в романтическом боевике «Воры в законе». Она была уже замужем,
подрастала дочь.

— До 24 лет я работала в Ростовском ТЮЗе, играя все, как положено: сказки, принцесс,
чудовищ, жар-птиц, были роли и во «взрослых» спектаклях. Но вскоре пришлось уйти.
Если я снималась, то коллеги возмущались:

— А почему мы должны играть за нее сказку? Пусть прилетит из Москвы и играет свою
Анчутку!

Актриса уходила на больничный, а мне приходилось лететь на спектакль. Я понимала тех
актрис и если бы была на их месте, у меня тоже это вызывало бы раздражение. Это сейчас,
когда отдельно оплачивается каждый спектакль, было бы у той актрисы Анчуток в десять
раз больше, и она получала бы за них, соответственно, больше. Тогда же в свои выходные
она должна была играть за меня, которая где-то, видите ли, снимается, за ту же зарплату.
Согласитесь, несправедливо.

Я переехала в Питер, стала сниматься в двухсерийной картине «Дон Сезар де Базан» у Яна
Фрида, это заняло почти год. Потом была «Царская охота» Виталия Мельникова, опять две
серии и еще два года. За это время «обросла» знакомыми, связями, появились друзья и
желание остаться в Петербурге. Ведь город — это люди. Жили мы в гостинице и у друзей,
свою квартиру купили не сразу. Ездила на съемки в Москву, Минск, Киев, Одессу… Но
переезжать в Москву и все начинать сначала уже было тяжеловато.

— А как вы попали в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола?

— Мне очень помогли в жизни два сильных человека. Считаю, что в театре меня всему
научил режиссер Вячеслав Алексеевич Гвоздков, он ученик Товстоногова. Я работала с
ним в Ростове. А в кино — Юрий Кара, ученик Герасимова. Гвоздков возглавил театр
«Балтийский дом» (тогда — имени Ленинского комсомола). Мы как-то с ним встретились,
и он предложил мне интересную роль в спектакле «Шведский замок» по пьесе Франсуазы
Саган. Роль мне понравилась. Спектакль был роскошный. Но в это время разразился
жуткий театральный кризис. Даже в Питере стояли полупустые театры, а что говорить о
«Балтдоме», который был не настолько популярен, как, скажем, БДТ или Театр Ленсовета.
В зале на 800 мест — 25 зрителей, на сцене — два десятка актеров, огромные двухэтажные
декорации…

Я ушла из театра достаточно скандально. Предупреждала, что мне стыдно играть в пустом
зале. Не потому, что я сноб или вся из себя такая-разэтакая. Актер не может находиться на
сцене с чувством стыда. Я извинилась перед публикой, сказала, что спектакля не будет и
что я покидаю этот театр.

И в кино начался кризис. Студии не работали. На «Мосфильме» гулял ветер. Это было
ужасно. Страшно! Настроение было самое упадническое. Соответственно, это отразилось
на семейной жизни. Мой первый брак распался. Я вышла замуж за другого человека. Дима
был кандидатом наук. Собрав деньги, где только можно, не крадя нефть, газ, мы влезли в
долги и начали заниматься ресторанным бизнесом. Выстроили два ресторана в центре
Петербурга — «Граф Суворовъ» и «Поручик Ржевский», и вот уже десять лет прошло… Я —
один из учредителей. К сожалению, в связи с гастролями, немного запустила дело. Надо
пересмотреть «политику», появились новые задумки. Часто удивляются, почему актеры
заводят рестораны. Между прочим, это очень близкие сферы деятельности — театр и
ресторан. Если работаешь там, надо быть гибким, всегда находиться на волне. Мы
выпускаем спектакли, и если точно попадаем в то, что хотят сегодня зрители, это
замечательно. Так же и в обслуживании посетителей ресторана. Это психотерапия.

Мать и дочь

— Анна, обычно актеры говорят, что не хотят, чтобы дети пошли по их стопам. У вас
как было?

— Естественно, мне тоже не хотелось. Но я не сопротивлялась, когда дочка поставила меня
перед фактом. Ну что я сделаю? Я не вмешивалась, ей этого не хотелось, не готовила ее,
не помогала. Все было по схеме, если можно так выразиться, «Райкин и сын».

— Но фамилия ей помогла и помогает сейчас?

— Знаете, сейчас вот Стас Пьеха дает много интервью и говорит: «А при чем здесь мои
родители? Тем более бабушка, которая слово не то что за меня, за себя сказать не может!»
И я в это верю.

Да, фамилия обратит на себя внимание. Оно, безусловно, сконцентрируется, заострится.
Разве это плохо?

— Какая Саша по характеру? Мягкая? Строптивая?

— Очень добрая, отзывчивая девочка, надежный друг, на которого можно положиться. Она
Скорпион. Ей присущи въедливость, самотерзания. Это в жизни. А какая в работе —
пусть коллеги скажут, актеры и режиссеры.

— Каково вам вместе на сцене?

— Мы на удивление партнерски не пересекаемся. Как-то так складывается, что я
отыгрываю свои сцены, а потом вступает в работу она. Вот в спектакле «Мастер и
Маргарита» я играю в первом акте, а Саша — во втором. Я никогда не наблюдаю за ее
репетициями. Знаете, как тяжело учителю, у которого в классе сидит собственный
ребенок? Для нее я в театре партнер, коллега, мама же — дома.

— Вы очень похожи, и режиссеры этим воспользовались…

— Да, схожесть нас преследует. Хотя говорят, что Саша больше похожа на Дженнифер
Лопес… Наш творческий тандем образовался с сериала Дмитрия Светозарова «Три цвета
любви». Саша там играет меня в юности, а дальше фильм продолжаю я. В «Черном
вороне» я — бабушка, Саша — моя внучка.

Впервые дочь попала со мной в кино, когда ей было пять лет. Меня пригласили сняться
вместе с ребенком. Правда, мы никогда не увидим тот фильм («Волчья стая»). Его увезли
за границу. Это шведская картина, ее снимали выходцы из Курдистана не для нашей
страны.

Саша Самохина:

— Я всегда мечтала стать только актрисой. Я такая мамина поклонница — номер один! Все
ее фильмы люблю и смотрела их, наверное, раз по тридцать… Восхищаюсь мамой, как
женщиной, актрисой. Когда была помладше, подражала ей во всем. До смешного
доходило. У мамы светлая кожа, у меня — смуглая. Я покупала крем для лица на тон
светлее, чтобы походить на нее!

Наверное, в жизни мне повезло. Хотя я в детстве почти не жила с родителями (меня
растила бабушка). У меня всегда было хорошее материальное положение, я выросла
нормальным человеком. Помощь от мамы сегодня, естественно, ощущаю в том, что у
меня есть ее фамилия. Я учусь у нее. Например, благодаря ей поняла, как надо играть
булгаковскую Маргариту. Представляете, в 20 лет, только окончив театральный институт,
сразу получить такую роль?! Но я трезво смотрю на то, что у меня, может быть, не
сложится карьера так, как у нее. Найду себя тогда в чем-то другом…

«Секреты» красоты

Рядом с Анной сегодня другой мужчина — Евгений, ее третий муж. Они вместе три года.

— Евгений, откройтесь: кто вы? Как можно было покорить такую женщину, как
Анна?

(Рассмеялся): Я — слуга народа. Отставной военный. Оставшуюся жизнь посвятил
охоте… Как покорить? Доброта. Внимание. Ласка. Вот и все «секреты».

— Анна, вы почти не изменились…

— Но немного поправилась. «Секреты» же мои простые: высыпаться, отдыхать, иногда
посещать курорты, санатории.

— Жить на свежем воздухе — прежде всего! — добавляет муж.

— И не пить? Не курить?

— Ну почему? Что ж я, не человек? Иногда могу и закурить. И выпить — с коллегами за
премьеру, в праздники… В силу возраста я, конечно, уже придерживаюсь определенных
правил. На свое счастье, не люблю сладкое и не люблю фрукты. Система Аткинса, где
главное — мясо и овощи, для меня идеальна. Утром съесть кусок мяса для меня так же
нормально, как для другого — кусочек сыра. Набрав вес выше нормы 20 килограммов,
очень тяжело, я вам скажу, было избавляться от него…

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер