издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Эксклюзивный инвестор

В иркутском бизнесе сделки, подобные тем, что была завершена на прошлой неделе между Heineken и ЗАО "Иркутскпищепром", контролируемым компанией "Ренова", относятся к эксклюзивным. Хотя бы потому, что иностранцы с мировым именем в последнее время неохотно становятся владельцами региональных предприятий. Наша газета попыталась с помощью экспертов оценить появление в Иркутске голландского концерна "Heineken" в качестве владельца Байкальской пивоваренной компании.

Бэушный бизнес

Следует признать, что мировые брэнды не балуют российские регионы
сделками, подобными происшедшей неделю назад. В сфере слияний и
поглощений активность российских компаний гораздо больше, чем
иностранных. Как отметил аналитик из ИК «БрокеркредитсервBс» Сергей
Четвериков, иностранцы не очень охотно инвестируют в Россию из-за
больших рисков в ведении бизнеса. В качестве примера такого
осторожного подхода он привел долго обсуждавшуюся, но так и не
состоявшуюся сделку по покупке французским Danon отечественного
«Вимм-Билль-Данна».

«Зато российские сырьевые и другие холдинги, родом из Москвы, на фоне
высоких нефтяных цен стараются скупить как можно больше недорогих еще
активов в регионах, — сказал Сергей Четвериков. — Не всегда купленные предприятия
встраиваются в свою вертикальную структуру и являются профильными. В таких
случаях целью приобретений становится перепродажа. На предприятии улучшается
система управления, ликвидируются убыточные направления, сокращается излишний
персонал. Затем актив продается в профильный холдинг, хотя бы тем же иностранцам».

В описанную аналитиком схему укладывается сделка по приобретению
иркутского завода самой интернациональной пивоваренной компании в
мире, имеющей пивоварни более чем в 65 государствах. Heineken NV в
минувшую среду заявила о подписании договора о покупке 100% акций
ОАО «Байкальская пивоваренная компания», выделенного из структуры
ЗАО «Иркутскпищепром». В 2002 году материнская компания пивоварни
перешла к совладельцу Тюменской нефтяной компании — ЗАО «Ренова»,
которое перекупило его у менеджмента. И Heineken, по сути, достался бэушный
бизнес.

Британские пионеры

Heineken стал вторым после British Petroleum игроком с мировым именем,
обзаведшимся собственностью в нашем регионе. В 1997 году купивший
20% акций ОАО «РУСИА Петролеум», которому принадлежит лицензия
на разработку Ковыктинского газоконденсатного месторождения, ВР,
казалось бы, проторил дорожку к иркутским активам для крупных
иностранных инвесторов. Да не тут-то было. До последнего времени столь
именитых инвесторов в Иркутске не было.

К тому же спустя несколько лет британцы объединили свои российские
приобретения с активами Тюменской нефтяной компании и создали
совместное ОАО «ТНК-ВР». Новая компания хоть наполовину и
принадлежит ВР, но уже считается российской. Причем эксперты не
считают вхождение в Ковыктинский проект британцев удачным с точки
зрения его развития, связывая это с задержкой масштабного освоения
газового месторождения и с неопределенностью экспортных поставок
иркутского газа в Китай и третьи страны, а также с возникшими
противоречиями с российским монополистом Газпромом.

На этом историю мировых брэндов, решивших застолбиться в Иркутске
посредством собственности, можно считать исчерпанной. Осталось разве
что помянуть намерения канадской золотодобывающей Plaser Doum,
открывшей свое представительство в Иркутске. Компания собиралась
попытать счастья в борьбе за Сухоложское золоторудное месторождение,
а тендер на Сухой Лог до сих пор и не объявили. Но это не значит, что
иностранцы не владели и не владеют собственностью в Иркутской
области.

Депутат Законодательного собрания Иркутской области Юрий Фалейчик в
числе достаточно удачных привел совместные с японцами проекты
«Игирма-Тайрику» и «Байкал-ТМ». В них, конечно, не участвовали
компании с мировым именем, но созданные предприятия можно считать
хорошим результатом иностранных инвестиций, считает Юрий Фалейчик.
А сравнивать есть с чем. Например, с австралийской Star, которая
заработала, пусть на короткий срок, мировую известность, отчасти именно
за счет участия в капитале ОАО «Лензолото», владевшего на тот момент
лицензией на Сухоложское месторождение. Итогом международной
интеграции стало то, что австралийцы завоевали славу биржевого
спекулянта, заработав на сухоложской лицензии, которая впоследствии
была передана государству, а «Лензолото» ввиду отсутствия обещанных
инвестиций приблизилось к банкротству.

Можно еще вспомнить участвовавшую в приватизации Братского
алюминиевого завода Trans World Group, позабытую всеми после сделки с
Олегом Дерипаской, интегрировавшим алюминиевый гигант в «Русал».
Или скандальное появление в числе акционеров
Иркутского авиационного производственного объединения созданной
бывшими комсомольскими лидерами компании «Белуха»,
которая была зарегистрирована в Швейцарии.
Руководству ИАПО удалось заставить «Белуху» продать свою 40-
процентную долю одному из российских банков, а тот, в
свою очередь, выставил этот пакет на торги. В итоге
25,8% ИАПО достались американскому «Оппентгеймер
бэнк». Владение иностранцами блокирующим пакетом
акций предприятия ВПК едва не обернулось отзывом
лицензии на производство военной техники. Американцам
пришлось расстаться с частью своих акций, чтобы дать
возможность ИАПО работать. Впоследствии «Оппентгеймер
бэнк» вовсе избавился от иркутского авиационного
актива.

Пивной путь

Аналитики уже отнесли покупку Heineken Байкальской пивоваренной
компании к удачным сделкам. Достаточно сказать, что голландцы
планировали к 2006 году увеличить свою долю на российском рынке до
10%, но с иркутским активом она уже сейчас приблизилась к 10,6%.
Наталья Мильчакова из ИГ «Метрополь» не смогла припомнить
провальные проекты в российских регионах, связанные с участием
иностранных пивоваров. Она отметила, что самыми активными игроками
на российском рынке пива являются как раз иностранные компании, и
выделила InBev c российской «дочкой» SunInterbrew, SUB Miller, Baltic
Beverages Holding AB и Efes.

Покупка Байкальской пивоваренной компании, по мнению Игоря Веретенникова из
«Финама», является закономерным и ожидаемым шагом. Она оставалась единственной
крупной пивоварней в Восточной Сибири, не входящей в холдинги. Между тем сейчас
несколько крупных игроков скупают все свободные активы. Одной из последних сделок
стало приобретение бизнеса Олега Тинькова, владельца брэнда «Тинькофф», компанией
Sun Interbrew.

Причем Heineken выделяется серией покупок в самом динамично
развивающемся секторе пищевой отрасли (вся пищевка выросла в
прошлом году на 4%, пивоваренные компании показали рост 11%). С
августа 2004 года концерн приобрел ряд российских пивоваренных
заводов: «Пивоваренную компанию Волга» в Нижнем Новгороде,
«комбинат пивобезалкогольных напитков «Шихан» в Стерлитамаке,
«Собол-Бир» в Новосибирске, пивоваренный завод «Патра» в
Екатеринбурге. Кроме того, недавно Heineken сообщил о подписании
соглашения о покупке комбината имени Степана Разина в Санкт-
Петербурге. Как считает Наталья Мильчакова, в Иркутске Heineken
сохранит существующие торговые марки и, может, будет развивать свои
известные марки в более дорогих ценовых нишах. Она также отметила,
что новый владелец вряд ли будет менять менеджмент купленного
предприятия. Этой стратегии Heineken придерживался, приобретая другие
комбинаты, рассказала Наталья Мильчакова.

В целом фондовые аналитики склоняются к мнению, что появление
Heineken повышает инвестиционную привлекательность региона. «По
сути, это первый иностранец на нашем рынке. Появление такого игрока
должно сыграть на повышение производственной и управленческой
культуры в региональном бизнесе», — считает Сергей Четвериков.

Кто на новенького

Следует ожидать новых сделок. Таков прогноз наших экспертов. По
мнению Сергея Четверикова, они коснутся предприятий пищевой отрасли
и лесопереработки. Собственников могут сменить мясоперерабатывающие
комбинаты и завод «Кедр».

Наталья Мильчакова говорит, что у крупных холдингов есть спрос на
предприятия уровня СХОАО «Белореченское». Имеется серьезный интерес
инвесторов к производителям зерна и муки, сказала она. С ней согласен
Игорь Веретенников. Он отметил, что сейчас в этом сегменте активно
ведут себя «Хлеб Алтая», «Аркада», «Разгуляй». Не менее пристальный
интерес со стороны компаний «Юнимилк» и «Вимм-Билль-Данн»
проявляется к предприятиям, производящим молочную продукцию.

По мнению Юрия Фалейчика, вряд ли в ближайшее время вектор интереса
потенциальных инвесторов изменится. Сегодня он направлен на сырье и
лесопереработку то, чем богат регион. А также на пищевую отрасль, чьей
продукцией можно торговать на месте, избежав главной проблемы
региональной экономики — больших расстояний до рынков сбыта.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры