издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В ритме танго

Творческий вечер композитора Леонида Бендера был пронизан ностальгией по прошлой, дорогой сердцу эстраде. Сегодня, если захочешь послушать легкую музыку, обязательно попадешь на шоу, где поют не стихи, а тексты, где вместо мелодии слышится лишь ритм. Бендер, слава Богу, не стремится быть модным, поэтому в его музыке звучат темы, полные любви и нежности.

Леонид Бендер, известный в Иркутске юрист, глава
адвокатской конторы, свое первое образование получил в
музыкальном училище. С юмором вспоминает, что попал туда
по блату. Папу, начальника милиции на транспорте, перевели
из Зимы в Иркутск. Леня оказался в школе, где многие ребята
играли на каких-нибудь инструментах. Отставать от них не
хотелось, да и гены сказывались, мама-то у него певица. Стал
просить отца помочь ему поступить в училище, куда, как
известно, без музыкального образования не берут.

Папа начал звонить дирижеру Игорю Соколову, тот —
музыковеду Владимиру Сухиненко, художественный
руководитель филармонии — завучу музыкального училища
Савинцевой, которая взяла юношу учиться только кандидатом
в студенты. Как выяснилось, звонки были лишь
подстраховкой, потому что талант Леонида был
очевиден. Кроме кларнета, он освоил исполнительскую
технику игры на фортепиано, на современном
синтезаторе, но главное — музыка в нем стала звучать
независимо от той, которая написана другими
композиторами. Симфонии сочинять он не стал, а вот
инструментальную музыку, пьесы и песни рождаются в
нем независимо от его желания, сами, будто кто-то
ниспосылает их свыше.

Еще в юности он организовал ансамбль, в котором сам играл
на кларнете, на рояле — педагог театрального училища Леонид
Мацуев, на гитаре — артист драматического театра Виталий
Сидорченко, солисткой была тоже драматическая актриса —
Тамара Олейник. Как-то играли они на юридическом
факультете государственного университета.
Расчувствовавшийся декан сказал, что возьмет учится любого,
если кто-то захочет. Леонид Бендер захотел и стал юристом, а
музыку сделал своим хобби.

Свой творческий вечер он назвал встречей друзей.
Действительно, небольшой зал Дома актера был полон поэтов,
актеров и, конечно, юристов. Причем Леонид Иосифович
пишет свои мелодии не только на слова известных поэтов, но и
на тексты друга, заслуженного юриста РФ Юрия Машкина. Среди его
авторов — Владимир Скиф, Любовь Гибадуллина, Элла
Герасименко. Несколько песен он написал на слова врача-
поэта Геннадия Аксаментова, прозаика Владимира
Жемчужникова и отыскал стихи юного Александра
Вампилова. Кстати, многие, занимаясь творчеством
драматурга, не знали, что он писал еще и стихи.

«Сочинять музыку на слова иркутских поэтов много проще, —
говорил на вечере Бендер, — можно позвонить в любое время,
напеть мелодию». Это подтвердил Владимир Скиф, рассказав,
что звонить Леонид Иосифович может ранним утром 1 января,
начать играть и петь: «Причем трубку держит поближе к
роялю, поэтому музыка слышна, а слова нет».

Особая страница творчества Бендера связана с поэтом
Марком Сергеевым. Композитор говорит, что Марк Давидович
был единственным поэтом, который мог написать слова на
готовую мелодию. В свою очередь, Леонид мог написать
музыку к стихам, которые, казалось бы, не могут
предназначаться для пения:

Девочка в фате,

Глаза опущены,

Боже, до чего же молода.

«Вы согласны быть женою Пушкина?»

В свое время «Девочку в фате» пела Галина Грозина, на
вечере ее исполнил актер академического драматического
театра имени Охлопкова Евгений Солонинкин, как и песню
«Сирень».

К творческому вечеру композитор готовился основательно.
Проблемой для него был выбор произведений для исполнения.
Если можно было бы представить все, потребовался бы не
один вечер. «Избранное» играли пианисты — заслуженный
артист Борис Изаксон, талантливый Дмитрий Силаев и
человек-оркестр Валерий Смирнов, сменивший во время
концерта пианино на аккордеон. Пьесы для скрипки исполняла
солистка губернаторского симфонического оркестра Анна
Варутина. Исполнила она и блистательное танго, написанное
Бендером специально для нее.

Во время подготовки к вечеру выяснилось, что обстоятельства
бывают выше человеческих устремлений. Ряд песен
композитор готовил с солисткой, которая буквально перед
премьерой, сообщила, что уезжает в отпуск. Где взять другую
исполнительницу? Он метался по городу, у дверей
музыкального училища обратил внимание на прелестную
барышню: «Вы случайно не певица?» — спросил он. «Случайно
да», — ответила солистка Новосибирской филармонии Ольга
Самойленко. Именно она пела на вечере романс на слова
Вампилова «Слеза поэта».

Иркутская филармония была представлена солистом
Майдаром Аюушем, музыкальный факультет педагогического
университета — преподавателем, заслуженным артистом РФ
Николаем Прошиным. Учиться в музыкальном училище
Бендер и Прошин начинали вместе, потом солист уехал
продолжать образование в Москву. Спустя годы вернулся в
Иркутск, поет много, в том числе песни, сочиненные
Бендером, одна — из репертуара Иосифа Кобзона.

Особой страницей вечера были очень мелодичные песни,
исполненные автором и солисткой ансамбля «Соломон»
Жанной Максаковой, певицей с абсолютным слухом, как
представил ее композитор. Это было по-настоящему
проникновенное пение, полное чувственности, изысканного
вкуса, настоящей душевности. Это была эстрада той далекой
поры, когда мелодия запоминалась, ее хотелось напевать, как
часто мы поем, поддерживая в себе хорошее настроение или
спасаясь от скуки.

Бендер многие свои композиции посвящает любви, звучащие
в ритме танго, а гимном великому чувству стала песня,
написанная на слова Любови Гибадуллиной, «Какое счастье на
земле любить!». Забыв о микрофоне, пели о любви Николай
Прошин и Ольга Самойленко, композитор и автор слов.

Вечер друзей стал по-настоящему дружеским. Улыбки не
сходили с лиц людей, соскучившихся по настоящей эстраде,
по мелодиям, которым хочется подпевать.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры