издательская группа
Восточно-Сибирская правда

След яркий, неповторимый

Международный фестиваль современного искусства "Середина земли" открылся с неформальной части. Местом, куда можно прийти, поговорить по душам, увидеть выставки художников разных направлений, стала галерея "Главный стиль". В ней состоялся вечер под названием "Happining" - действие с участием всех собравшихся.

Познакомившись с работами японских художников Ачуеси Сугиямы и Кензи
Сакаты, повествующих в знаковых изображениях о Море, Земле и Небе,
директор «Главного стиля» Татьяна Родионова предложила собравшимся
принять участие в перфомансе: на чистых листах бумаги тушью изобразить
символ состояния собственной души. Этот импровизированный экзерсис
оказался заразительным. Сначала робко, потом все увереннее за кисти брались
поэты и журналисты, американские студенты, изучающие в Байкальском
университете экономики и права русский язык, польские актрисы.

Что получалось? Все, что могла нарисовать рука, ведомая сердцем. На листах
были изображены любящие и разбитые сердца, нотный ключ, журавлики,
пронизывающие небо, и абстракции, которые рождали множество ассоциаций,
не поддаваясь конкретной расшифровке. «Действие с участием» состоялось
живо и весело, приобщило гостей галереи к современному искусству. Многие
рисунки были, конечно, неумелыми, рожденными спонтанно, но были работы
(принадлежавшие художникам), которые располагали к серьезному
размышлению, любованию их затейливой красотой.

Следующий день в «Главном стиле» был посвящен памяти мастеров
— предшественников сегодняшних художников. Назвав его «Реконструкцией»,
организаторы стремились в воспоминаниях современников восстановить имена
авторов, представлявших в разное время неофициальное изобразительное
искусство. Художник Лев Бутаков говорил, что необходимо понять, кто и
откуда брал свое начало, как складывалась преемственность поколений, кто из
кого произрастал.

Вечер удался. Саксофонист Андрей Минченко играл джазовые
импровизации, поэт Андрей Богданов читал стихи, посвященные искусству.
На глазах собравшихся японские картины, развешанные на стенах
галереи, сменились рисунками безвременно ушедшими Сергея Коренева.
Это был мастер, которому оказались
подвластны все направления изобразительного искусства: он мог прекрасно
рисовать тушью, сангиной, углем, был живописцем, графиком и акварелистом.
Его работы отличались мудростью и сдержанным порывом чувств.

Воспоминаний о художниках прежних лет было много, но, пожалуй, наиболее
стройный порядок в последовательности творчества одного автора за другим
восстановил известный художник Сергей Григорьев, в памяти которого
сохранились личности яркие, противоречивые.

— Акция, которая проходит, — сказал Сергей Григорьевич,
— очень важна для всех нас, работающих сегодня.
До нас были мастера, которые своим трудом,
подвижничеством прокладывали новые, неизведанные пути в искусстве.
Многие незаслуженно забыты, восстановить память о них
— задача нашего поколения.

По величине дара Сергея Коренева можно сравнить разве что с Вячеславом
Шичковым — художником, имя которого сегодня почти никто не вспоминает.
Это был могучий человек. Я был знаком с ним, когда мне было лет
четырнадцать, когда восприятие яркое и в то же время наивное. Повезло или
нет? Большой мастер, которого встречает юный отрок, — очень серьезно, это может быть
погибелью или спасением для мальчишки, начинающего осознавать себя в
художничестве.

Говорить об актуальности искусства очень сложно. В принципе, этот процесс
непрерывен, он не возникает, как черт из табакерки. Все проходит закономерно
и плавно. Тот же Вячеслав Шичков много рассказывал об Алексее Жибинове,
учеником которого не был, но, бесспорно, находился под сильным его
влиянием. В 50-е — 60-е годы Шичков был заметным художником, это
был человек высокой культуры, удивительно мудрый и
проницательный. Отчасти из-за скудости и даже запрета информации на какую-
то новую тему в искусстве он сам создавал новое искусство.

Многие художники, те, кто повлиял на дальнейшее развитие и формирование
искусства в Иркутске, уехали или безвременно ушли из жизни. Множество наших
мастеров, не признанных в родном городе, стали всемирно известными.
Уехав, они оставили след, по которому следующее поколение молодых пошло
дальше.

После 60-х годов появляется другая команда. За Шичковым последовали
Москвитин, Коренев, братья Статных, Кузнецов. Я называю самых ярких, талантливых
художников. Были и эпатажные имена, но они ушли и со временем
растворились в бурном потоке жизни.

Я рад тому, что разговор состоялся и продолжится. Благодаря этой акции мы сможем
выстроить схему той части культуры, которая была сокрыта, но которая достойна того,
чтобы о ней знали.

Встреча в галерее «Главный стиль», посвященная художникам прошлых лет,
была первой, но далеко не последней. Это начало пути. Из воспоминаний
современников будут восстанавливаться имена мастеров, оставивших
заметный след в творчестве. Все материалы будут собраны и опубликованы.
Появится в Интернете сайт, на котором разместится неофициальная летопись
развития изобразительного искусства в Иркутске.

Фестиваль «Середина земли» будет
проходить в нашем городе полтора месяца. Впереди интересные выставки,
мастер-классы, беседы о предназначении искусства в жизни общества.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры