издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Графика пламени

Официальное открытие международного фестиваля современного искусства "Середина земли", проходившее в галерее "Планетарий", по иркутским меркам, было действительно планетарным.

Фестиваль не был включен в списки
официальных мероприятий города, но официальных лиц, приветствовавших
его, было много. Были представители арт-искусства зарубежных стран.

Собравшиеся с интересом рассматривали картины художников Евгения
Турунова, Геннадия Кузьмина, Александра Шипицина,
других мастеров, представляющих своими работами современное искусство
Иркутска. На церемонии открытия можно было послушать выступление юных
скрипачей и посмотреть выступление танцовщиц театра импровизации «Арт-
графика». На большом экране демонстрировались фильмы о звонарях
иркутских церквей, «крестном отце дизайна» Сергее Серове, создавшем в
Москве самую большую галерею мира, и замечательном красноярском
художнике Андрее Поздееве.

«Иркутяне увидят работы наших зарубежных коллег из многих стран
мира», — говорила куратор
фестиваля Татьяна Родионова. Рассказывая об экспозиции выставки, она
выделила «Музей Петра Ончукова», который базируется сегодня в Москве. Как и во
времена иркутского периода творчества, художник в работах кажется наивным
и в то же время чувствуется рука мастера, который сознательно уходит от
профессиональных навыков, добиваясь в изображениях детской
непосредственности.

Бросается в глаза «Космоагрегат» — объект, напоминающий машину и самолет
одновременно. Выполнен он студентами дизайнерского факультета
авиационного техникума под руководством педагогов Дмитракова, Макотина,
Галкина. Оригинальностью выделяются работы Юрия Гимова, сына
известного художника Льва Гимова, который из латуни, радиодеталей,
всевозможных ламп, проволок, винтов создает «картины», близкие для
понимания технически грамотным людям. Зрители с гуманитарным образованием могут только
полагаться на интуицию и ассоциативный способ мышления. Узнаваем
самовар, приспособленный под самогонный аппарат. Знакомая тема, с
подобным мы уже встречались на выставках Иркутска. Автор не скрывает
вторичности своего произведения, называя работу «Соколову посвящается» —
художнику-дизайнеру, поразившему в свое время изобретением
анекдотической «глюковины». На выставке есть тревожная работа «SOS», с
постоянно мигающей красной лампочкой, «Время — деньги», соединяющая
детали часов с бумажными купюрами, «Блок-848», наверное, относящаяся к
подводной лодке.

Весьма привлекателен зал китайских художников, работающих в эстетике
минимализма. Работы выполнены тушью на рисовой бумаге. В них авторы
действительно минимально используют сюжет, изображая странные разводы
линий, объединенных сменой настроения и ритмов. В центре поставлен стул,
наряженный, как барышня из прошлого века.

Многие работы, представленные на выставке, хочется рассматривать не как
произведения искусства, а как объекты, ставшие поводом для размышлений о
движении времени, которое кажется зримым, о творческой дерзости авторов, не
желающих повторять художественный опыт предыдущих поколений. Спорных
работ много, как много и бесспорно талантливых. Все вместе они становятся
фактом художнических дерзаний молодых. Хотим того или нет, но,
всматриваясь в эти работы, мы должны научиться понимать их
кодовую образность.

Графикой пламени можно было назвать огненное шоу, поставленное
режиссером из Польши Анастазией Галай. Девушки и юноши сначала несли
огонь так, будто он дарован Прометеем, потом начали играть им, жонглировать,
вписывать в темноту ночи танец пламени. Это было представление уличного
театра и своеобразный ритуал, похожий на языческий.

Официальная часть открытия международного фестиваля «Середина земли»
закончилась игрой огня. Впереди зрителей ждут многочисленные выставки,
которые в полном объеме смогут познакомить иркутян со всеми видами и
направлениями современного искусства.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры