издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Герман Греф: Бюджет Иркутской области должен быть увеличен как минимум вдвое

Иркутскую область посетила представительная делегация правительства России во главе с министром экономического развития и торговли Германом Грефом. В составе делегации, которая 20 сентября прибыла на самолете из Улан-Удэ, работники министерств и ведомств.

Одним из главных пунктов программы визита министра стало совещание
по вопросу социально-экономического развития региона, которое
состоялось 21 сентября в администрации области.

Открывая совещание, Герман Греф предложил участникам остановиться
на ключевых проблемах региона, заметив при этом, что федеральный
центр готов оказать области поддержку. Греф заявил, что, по его мнению,
бюджет области недостаточен. В тех восточных регионах, где делегация
успела побывать, бюджет в два — три раза превышает бюджет Иркутской
области. Это при том, что упомянутые регионы значительно меньше
Иркутской области и имеют не столь значительный, как Приангарье,
потенциал. По мнению министра, с имеющимся уровнем финансирования
решать существующие в регионе проблемы невозможно. Поэтому бюджет
Иркутской области должен быть увеличен как минимум вдвое.

— Нам хотелось бы, — заявил Герман Греф, — с новой командой во главе
области увидеть новую динамику социально-экономического развития
на востоке Сибири.

Губернатор Иркутской области Александр Тишанин выступил
с докладом о том, как
идет реализация принятой в 2003 году Программы социально-
экономического развития области. Он отметил недостатки
финансирования и сделал акцент на проблемах, требующих решения в
лесной отрасли, дорожном строительстве, реализации крупных
экономических проектов.

Губернатор еще раз акцентировал внимание министра на то, что при огромном
экономическом потенциале бюджет области составляет всего 29 млрд.
рублей и, как ни странно, является дотационным.

Александр Тишанин выдвинул ряд конкретных предложений, которые
позволят улучшить динамику развития ведущих отраслей.

По мнению губернатора, для улучшения положения дел в лесном
комплексе следует снизить ввозные пошлины на оборудование для
лесоперерабатывающих предприятий и постепенно увеличить пошлины
на круглый лес. В новом Лесном кодексе надо вернуть полномочия
регионам по управлению лесными ресурсами.

Губернатор отметил задержки с реализацией крупных федеральных
экономических проектов. Это связано с тем, что Минприроды затягивает
проведение аукциона по «Сухому Логу», а государство не имеет пока
четкой позиции по проектам освоения Ковыкты.

Остановившись на развитии транспортной системы, Александр Тишанин
обратил внимание министра на слабое финансирование строительства
моста через Ангару, которое по условиям соглашения между областью и
центром должно вестись на паритетных началах, а также на то, что 86%
федеральных дорог на территории области не соответствуют
существующим требованиям. Он назвал объемы инвестиций,
необходимых для решения транспортных проблем, и остановился на
реконструкции Иркутского международного аэропорта, для проведения
которой, с учетом запущенного в 2000 году проекта строительства новой
ВПП, требуется порядка 40 млн. долларов. Губернатор подчеркнул, что
без современного аэропорта развитие туризма в регионе будет затруднено.
Заметив, что поток туристов за 4 года возрос в 3,5 раза, Александр
Георгиевич сказал, что для развития этой отрасли целесообразно создать в
Прибайкалье особую экономическую зону с туристической
направленностью.

Александр Тишанин заявил, что администрация области готова взяться за
решение ключевых проблем региона, и выразил надежду, что федеральные
органы выполнят ранее принятые на себя обязательства.

— Лишь такой подход позволит решить задачи, поставленные перед нами
президентом, — закончил доклад губернатор.

Герман Греф оценил доклад губернатора области как продуктивный.
Министр дал конкретные ответы на все поставленные Александром
Тишаниным вопросы:

— Надо срочно связаться с Министерством промышленного развития.
Логично начать строительство лесных дорог именно в вашем регионе.
Ситуацию с федеральными дорогами следует изучить.

— Обещаю до ноября решить все вопросы с пошлинами на оборудование для
ЛПК.

— Я противник резкого повышения пошлин на круглый лес, но в течение 3-4 лет эти пошлины должны быть повышены.

— Указание на внесение в Лесной кодекс положения о передаче управления в
руки глав администраций субъектов уже дано. За правительством
остаются лишь контрольные функции.

Греф отметил слабые темпы развития туристической отрасли, отсутствие
в Иркутске хороших гостиниц и необходимого количества гостиничных
мест с высоким уровнем сервиса. По мнению министра, о развитии
туризма следует говорить в рамках комплексного развития трех
составляющих: туризм, транспорт, здравоохранение. Разделить эти
составляющие невозможно.

Затем, в соответствии с повесткой дня совещания, руководители ОАО
«РУСИА Петролеум» и ОАО «Сургутнефтегаз» презентовали проекты
освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения и
нефтепровода «Сибирь — Тихий океан».

Герман Греф задал представителям компаний конкретные вопросы:
о себестоимости газа на скважине, цене газа на границе с Китаем, о
размерах транспортных расходов и ряд других… Полученными ответами министр
остался неудовлетворен, заметив, что необходимо тщательно проработать
все варианты проектов, учесть возможную конкуренцию на востоке
сахалинской нефти, оценить возможный дефицит газа на западе и более
тщательно проработать вопросы сбыта.

— Нужна география сбыта, — сказал Герман Греф. — Надо знать, кто будет
покупать и по какой цене.

По словам министра, пока не будут подписаны международные
соглашения с Китаем и Кореей, пока не будет полной ясности, куда мы
будем сбывать энергоносители, инвестиций не будет.

По мнению Грефа, проект является важнейшим для развития экономики
Иркутской области. Надо доработать всю схему, максимально быстро
принять решение, заключить контракты с Кореей и Китаем.

Закрывая совещание, министр экономического развития и торговли дал низкую
оценку работе прежней администрации области и администрации города
Иркутска. Критерием низкой активности администрации является, по его
словам, малый объем инвестиций в этом году: всего 600 — 700 млн.
рублей. Это говорит о необходимости повысить активность менеджмента
в укреплении взаимодействия с федеральным центром.

— Сейчас открывается ряд перспективных федеральных программ, в
частности, по ипотечному строительству и здравоохранению, — заявил
Герман Греф. — У вас есть возможность принять в них участие. Для этого
необходимо в кратчайшие сроки устранить существующие препятствия.

Остановившись на крайне низком уровне жилищного строительства в
Иркутске и чрезвычайно высоких ценах на жилье, Герман
Греф заявил:

— Думаю, что у вас в городе сформировалась бюрократическая
монополия, связанная со взятками.

Греф обратил внимание руководства области на то, что необходимо
активнее взаимодействовать с федеральным правительством. Он
подчеркнул, что теперь все федеральные программы будут
реализовываться без посредников, непосредственно через администрации
регионов и исключительно на конкурсной основе. Но при этом главным
требованием является тщательная проработка проектов со стороны
администраций.

Министр пообещал, что тщательно проработанные экономические
проекты для Дальнего Востока и Сибири будут финансироваться в первую
очередь.

После совещания Герман Греф и Александр Тишанин вышли к
журналистам.

Отвечая на вопросы, Герман Греф сказал, что не был в Иркутске 4 года и
не ожидал, что увидит город в таком плачевном состоянии. По мнению
министра, внешний вид Иркутска и его благоустройство оставляют желать
лучшего. Они не соответствуют статусу региональной столицы —
крупного научного и культурного центра. Герман Греф выразил
уверенность в том, что одна из главных причин — низкий уровень
менеджмента. Администрация должна выстроить более эффективное
взаимодействие с федеральной властью.

Коснувшись строительства моста, Герман Греф заявил, что только сейчас узнал о
соглашении администрации области с правительством относительно
паритетного финансирования: пятьдесят на пятьдесят.

— Если бы я узнал о том, что такое соглашение существует, полтора года
назад, то сейчас ситуация с мостом была бы иной, — сказал министр. — Думаю, что мы решим этот вопрос.

Комментируя рост цен на горючее, министр объяснил, что с этим связан
ряд факторов. В их числе скачок стоимости нефти до 60 долларов за
баррель. Такая динамика не прогнозировалась. Сейчас правительство
принимает меры по модернизации схемы государственного
регулирования и стабилизации цен: изменение налогообложения и
пошлин.

— Однако не все рычаги находятся в руках правительства. Мы живем не в
безвоздушном пространстве, и динамика мировых цен не может не
сказаться на ценах внутренних. К прямому администрированию
правительство прибегать не намерено.

Отвечая на вопрос о том, насколько конструктивными были итоги
совещания для руководства региона и какие будут предприняты шаги,
Александр Тишанин заявил, что критику в адрес руководства области
считает справедливой. Взаимодействие прежней администрации с
федеральным правительством было выстроено не лучшим образом.
Выводы уже сделаны. Идет обновление команды. Будут приняты все
меры для того, чтобы выстроить эффективную систему взаимодействия с
федеральным центром.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры