издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Байкал пока не для туристов

  • Автор: Александр Кошелев, ведущий научный сотрудник энергетического института Российской академии наук, зас

После посещения министром экономразвития Германом
Грефом Иркутска и Байкала, после сказанных им слов
о необходимости развития в нашей области и, в
частности, на берегах Байкала современной индустрии
туризма я счел возможным поделиться с читателями
«Восточки» своими давно выношенными мыслями по
данной проблеме. Во-первых, глубоко убежден в том,
что туристическая сфера экономики Прибайкалья при
должном к ней внимании может быть прибыльнее
экспорта минерально-сырьевых невозобновляемых,
исчерпаемых ресурсов. Во-вторых, «местная
самодеятельность», тот самый малый бизнес,
который, хотим мы или нет, но реально существует на
ниве неорганизованного, дикого туризма, должен
поэтапно, целенаправленно входить в цивилизованное
русло, подчиняясь централизованному управлению. По
аналогии, к примеру, с энергетикой. В-третьих, к разработке
и реализации всей программы развития туризма — от ее концепции
до объективных проектов — следует привлекать не
только управленцев, экономистов, экологов, не только
муниципальные власти, но и туристов-краеведов.

Цель развития туризма — удовлетворение спроса на
активный отдых местного населения. Такой туризм
можно назвать социальным, и финансироваться он
должен по статьям здравоохранения, культуры,
просвещения. Покрытие расходов вполне возможно за
счет прибыли, получаемой от «въездного» туризма.
Могу предположить, что выгода будет намного больше
неизбежных расходов, если, конечно, подойти к
проблеме развития туризма на Байкале, да и в других
красивейших местах нашего региона, словно самой
судьбой предназначенных для туризма, серьезно,
по-деловому, заинтересованно. Пока туризм на Байкале
«раскручивается» сам: на энтузиазме, инициативе
малого бизнеса, отдельных туристических фирм и
индивидуальной активности. Ответственно заявляю:
сейчас иностранцы посещают наши удивительные
природные объекты, минуя официальную сферу услуг.

У меня есть свой печальный опыт, говорящий о том,
что до последнего времени любая инициатива в сфере
цивилизованного туризма, дающего местной власти прибыль,
этой же местной властью благополучно гасилась. Лет 15 назад
начальник Иркутской областной контрольно-спасательной службы
Валерий Красник привлек меня к обоснованию и
реализации проекта турбазы, самой природой вписанной
в таежный ландшафт предгорий Хамар-Дабана. На мне
лежала проработка инфраструктуры будущей турбазы по
части «чистого» энергоснабжения: использования
ресурсов солнца, ветра, водотоков. Проект
предполагал обустройство, абсолютно безопасное в
смысле экологии. Но идею так и не удалось провести в
жизнь, хотя она была детально проработана. Не удалось
потому, что надо было пройти через частокол
всевозможных согласований, разрешений и тому
подобных бюрократических препон. Причем их число не
уменьшалось, а множилось чуть ли не в геометрической
прогрессии. Так и заглох этот проект, предполагавший
круглогодичный цикл эксплуатации этой туристической
базы. Могу взять на себя смелость и предположить,
что его судьба типична — чиновничьи преграды губили
да и по сей день губят не одну интересную
инициативу, рожденную искренним желанием развить
цивилизованный туризм в нашем удивительном по
красоте крае. А какие при этом уничтожаются уникальные,
неповторимые черты, придающие Байкалу да и всему, что
окрест него, ни с чем не сравнимую индивидуальность,
особый, так ценимый в туристическом бизнесе аромат.

Приведу только один достаточно характерный и
печальный пример. Осенью 1984 года встал на
мертвый прикол «Комсомолец» — последнее в регионе
судно с паровой машиной. Потеря эта была особенно
тяжела для живущих на обоих берегах Байкала.
Подводнокрылая «Комета» — это экспресс, без
остановок проносящийся по фарватеру от порта Байкал
до Северобайкальска. А «Комсомолец» можно было
сравнить с пригородной электричкой, без малого
полвека обслуживавшей транзитную линию от истока
Ангары до северной оконечности Байкала. Пароход
степенно и неторопливо совершал пятисуточные
круговые маршруты, шесть раз пересекая озеро на
прямом рейсе и шесть — на обратном, заходя в
тринадцать населенных пунктов и связывая их
с «большой» землей. И он еще в те, давнишние,
годы был уникальной достопримечательностью
Байкала, притягивающей к себе сотни туристов! В том
числе и из-за рубежа. На его палубе можно было
разместить пятьдесят палаток (какая возможность насладиться
красотой озера в любое время суток!), а в палатках было уютно,
колорит природы сливался с незатейливым туристским бытом. И
это было прекрасно! «Комсомолец» являлся такой же непременной
достопримечательностью Байкала, как его вода, как
ветры над ним, как омуль в его глубинах.

Не меньше двадцати раз и мне повезло быть его
пассажиром. Именно на его палубе я познакомился с
академиком Аганбегяном и до сего времени помню его
содержательные беседы. И еще помню, как он,
привалившись к борту «Комсомольца», что-то напевал,
подыгрывая себе на гитаре.

«Комсомолец» верно и преданно служил Байкалу. При
этом старался изо всех сил не подводить тех, кто
сверял часы с его расписанием. Даже летом 1971
года, когда небывалый паводок разрушил часть
железнодорожного полотна на стыке Бурятии и
Иркутской области, он «челночил», помогая стыковать
рельсы. Только по этой причине он единственный раз
нарушил график, придя в Нижнеангарск позже на
несколько часов.

К чему сейчас, размышляя о туризме, я так подробно
рассказываю об этом «служаке»? А к тому,
что при необходимой модернизации он и по
сей бы день мог нести свою службу, помогая в быту
живущим по берегам Байкала и балуя туристов. Но не
сбылось! Его конец был каким-то странным. Приехала
высокая комиссия из Москвы, решила, что
«Комсомолец» потерял устойчивость (это при том, что
он выходил в рейсы хоть в тишь, хоть в
непогоду и ни разу с ним ничего не приключалось
страшного), а потому должен быть списан. И его
списали! Поставили на вечную стоянку в порту Байкал,
вскоре срезали часть палубных механизмов… Что с
ним сталось дальше, мне доподлинно не известно. Но
перед моими глазами другой пример: ледокол-музей
«Ангара», отлученный от Байкала в начале
шестидесятых годов. Сейчас, после почти
тридцатилетних мытарств, судно реанимировано,
сохранившаяся ходовая часть имеет былой вид.
Так не вернуть ли «Ангару» Байкалу? Ведь ее механизм
жив, и она может являть собой аналог воскрешенной
старой Кругобайкалки! Зачем упускать такую
возможность привлечь туристов на Байкал? В качестве
экологически чистого топлива можно использовать
сжиженный газ, а для его экономии и антуража
разместить на мачтах ветровые электрогенераторы, в
бортовые ограждения верхней палубы вмонтировать
солнечные водонагреватели. Все это — не
праздная фантазия, тут проведены серьезные
инженерные расчеты…

… Все это я говорю к тому, что индустрия туризма
на Байкале, как и туристический бизнес на нем, могут давать
казне немалую копейку и оставаться при этом
природосберегающими, цивилизованными, полезными и
нам, живущим сейчас, и нашим детям и внукам. Но
чтобы все это сбылось, прежде нам необходимо сделать
немалые вложения в реальные, экономически
обоснованные проекты. Я убежден — они окупятся
сторицей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры