издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Власть - тяжёлый труд. В этом уже успели убедиться депутаты местных Дум региона

Завершился цикл обучающих семинаров, которые депутаты Законодательного собрания Иркутской области проводили для новоизбранных депутатов местных Дум. Необходимость в проведении таких семинаров была очевидной - осенью минувшего года в рамках реализации реформы местного самоуправления в почти четырёхстах муниципальных образованиях Иркутской области обоих уровней было избрано около четырёх тысяч депутатов местных Дум. В представительные органы власти пришли люди, никогда не работавшие в сфере власти, мало знакомые с юридическими тонкостями, нормативно-правовыми актами, бюджетным законодательством и другими подобными вещами.

Для того, чтобы ввести новоизбранных парламентариев в курс дела, обучить азам депутатской деятельности, и был Законодательным собранием Иркутской области задуман цикл учебных кустовых семинаров. Около двух недель по городам и весям Приангарья колесили депутаты областного парламента во главе с председателем Законодательного собрания Виктором Кругловым и его заместителями. Всего было проведено тринадцать таких семинаров. На один из них мы и отправились вместе с заместителем председателя Законодательного собрания Иркутской области, председателем комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству областного парламента Геннадием Истоминым, председателем комиссии по контролю и контрольной деятельности Сергеем Левченко, депутатом Лавровым.

Этот кустовой семинар проводился в посёлке Качуг, на него были приглашены как местные депутаты и представители администрации, так и их соседи из Жигаловского района. Помимо депутатов Законодательного собрания, на нём выступали представители контрольно-счётной палаты Иркутской области, правового управления Законодательного собрания Иркутской области, комитета по труду администрации Иркутской области.

Открывая семинар, Геннадий Истомин рассказал о главных проблемах, стоящих сегодня перед местной властью. Прежде всего это участие в объявленных президентом страны национальных проектах. Особенно это касается развития сельского хозяйства, ситуация в котором сегодня не самая радужная. Так, например, за последние пятнадцать лет, по его словам, Иркутская область трижды завалила сбор зерна. Необходимо поднимать заброшенные пашни, которые успели зарасти не только бурьяном, но и лесом. Председатель бюджетного комитета подчеркнул, что сегодня проще получить деньги из федерального бюджета, нежели добиться финансирования из областного. Он призвал депутатов и представителей администраций как можно активнее проявлять инициативы в этом плане, выдвигать идеи участия их территорий в национальных проектах.

Впрочем, областные власти тоже не собираются стоять в стороне, глядя на сегодняшние проблемы сельчан. Геннадий Истомин заявил, что согласно решению губернатора Иркутской области в Законодательное собрание не позднее первого июня должна поступить областная программа развития села. В ней помимо экономических аспектов будут учтены и социальные. В частности, речь пойдёт об одной из наиболее актуальных проблем — сегодня около 70% населённых пунктов Иркутской области не имеют телефонной связи. В готовящемся документе будет оговорена и программа телефонизации региона.

Кроме того, Геннадий Истомин назвал два основных аспекта, которые в ближайшие годы и десятилетия могут определить экономическое развитие Качугского и Жигаловского районов и трудоустройство их жителей. Речь идёт о перспективах освоения Ковыктинского нефтегазового месторождения и самородного золотоносного месторождения Сухой Лог. Судьба первого зависит от того, кто же сегодня начнёт реализовывать проект газификации Иркутской области — «Газпром» или Восточно-Сибирская газовая компания. Заместитель председателя Законодательного собрания полагает, что оба эти проекта имеют право на жизнь. Поскольку в них на начальном этапе предполагается газификация совершенно разных районов Иркутской области с использованием совершенно разных месторождений, то, по его мнению, проекты следует согласовать и реализовывать параллельно.

Также Геннадий Истомин рассказал участникам семинара о предстоящем референдуме по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, о том, какие задачи объединение призвано решить и что оно даст жителям нашего региона.

Также организаторы семинара рассказывали об организации деятельности представительных органов власти, их взаимодействии с местными администрациями, о системе контроля за целевым использованием местных бюджетов, различных аспектах системы начисления заработной платы, принципах формирования и расходования местных бюджетов.

В свою очередь местные депутаты и представители администраций рассказывали о наиболее сложных проблемах, с которыми им сегодня пришлось столкнуться. Это отсутствие простейшей оргтехники во вновь созданных администрациях, отсутствие служебного транспорта у глав этих администраций, на территории муниципальных образований которых от одного поселения до другого около 50 км и ещё столько же до районного центра. Беспокоит и отсутствие телефонной связи во многих сёлах, и то, что пенсионеры дважды в год вынуждены обновлять справки о доходах для получения субсидий на жильё, а ведь из отдалённых посёлков выбраться для этого в районный центр очень непросто, особенно пожилому человеку. Ставились и многие другие проблемы, одни из которых могут быть решены при помощи областных властей в ближайшем будущем, а другие откладываются пока на неопределённый срок. Но в целом участники семинара были довольны его результатами. Они получили ответы на многие из волновавших их вопросов, осознали, что представительская власть обладает достаточными полномочиями, чтобы контролировать исполнительную, и в состоянии сама, независимо от администраций, принимать решения.

Подводя итоги завершившегося цикла семинаров по местному самоуправлению для новоизбранных депутатов, Геннадий Истомин отметил, что местные депутаты живо интересуются обсуждаемыми на семинарах вопросами, но на сегодняшний день они сталкиваются с проблемами терминологии нормативных документов. «Поэтому я убеждён, — подчеркнул он, — что со стороны Законодательного собрания Иркутской области должны быть подготовлены модельные проекты нормативно-правовых актов и как можно быстрее разосланы во все поселковые администрации». Речь идёт о проектах распоряжений, решений Думы, постановлений о штатной численности и по многим другим вопросам.

Кроме того, исходя из бесед, которые областные парламентарии проводили с депутатами местных представительных органов, заместитель председателя Законодательного собрания Иркутской области сделал вывод, что на сегодняшний день штаб по подготовке референдума работает ещё не в полном объёме, не в полную силу. Сейчас, по его словам, стоит достаточно серьёзная проблема по разъяснению смысла референдума и присутствию наглядного материала на территориях.

Также Геннадий Истомин отметил серьёзные проблемы с наполняемостью местных бюджетов. «Необходимо вносить изменения в закон о межбюджетных трансфертах, — подчеркнул он. — Но в то же время нам надо активизировать работу по созданию контрольных комиссий, потому что на сегодняшний день положения о их создании разработаны только в нескольких муниципальных образованиях, в остальных пока только думают над этим. Они должны быть созданы везде, потому что это серьёзный рычаг контроля за финансами».

Напоследок председатель бюджетного комитета отметил, что, несмотря на такие далёкие расстояния (500-600 км), депутаты приезжали на эти семинары, причём явка была очень высокая. «Я сожалею, что такие семинары не были проведены в октябре-ноябре, — сказал он. — Но тогда мы полагались на администрацию области, которая взяла на себя проведение семинаров, учёбы. Однако, как сейчас видно, нам надо было одновременно тоже проводить серьёзную работу с новоизбранными депутатами. Но сейчас это дело наконец сделано, и мы дальше должны в рамках координационного совета, в рамках проведения семинаров продолжать работать уже по отдельным конкретным направлениям».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры