издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Аберрация понятия

Когда я посещал детский сад, самыми ненавистными были занятия по хоровому пению и танцам. А вот рисование и изготовление всяческих поделок, напротив, было самым любимым времяпровождением. Однажды воспитательница детского сада предложила каждому нарисовать на альбомном листочке что-нибудь про войну. Я нарисовал танк, самолёт и солдатскую кокарду. Воспитательница сложила альбомный лист пополам и попросила вручить дома папе. Не припоминаю, чтобы папа пришёл в особый восторг, но именно так в мою жизнь вошло 23 февраля.

С тех пор прошло довольно много времени, за которое 23 февраля для меня лично претерпело множество метаморфоз. Праздник менялся, как хамелеон, от первых школьных поздравлений, когда девочки поздравляют мальчиков, про себя изумляясь, зачем собственно тратить родительские рубли на этих бесчувственных прыщавых уродов, до традиционных студенческих вечеринок, когда ребята заигрывают с военной романтикой, одновременно держа в ящике стола медицинскую справку на случай непредвиденных осложнений с военкоматом. И качественно новое понимание сущности 23 февраля пришло ко мне только в 1996 году: так уж случилось, что именно этот день стал для меня первым днём прохождения военной службы.

За два года «пиджачной» одиссеи в рядах Российской армии пришлось увидеть многое. Не всё из увиденного красит мундир российского офицера, да и иллюзии в отношении рядового и сержантского состава выветрились очень быстро. Пришлось повидать и вечных майоров, которые от безысходности стали мрачными алкоголиками, и пацанов, которые с детства росли по законам волчьих стай и привнесли эти тюремные понятия в казарму. Но взамен иллюзий появилось чувство уважения к людям, которые вне зависимости от чинов и званий, по доброй ли воле или по приказу, всё же отдали годы своей жизни нелёгкому, нервному, подчас смертельно опасному воинскому труду, при этом не потеряв человеческих качеств и сохранив верность если не идеалам, то собственным принципам.

Оказалось, что, кроме шагистики на заснеженном плацу и кроссов за горизонт, армия может преподать уроки, полезные и «на гражданке» — если не мужества, то здоровой злости, упрямства и дисциплины, последовательности в достижении целей.

Сейчас отношение к 23 февраля неоднозначно. В обществе доминирует негативное отношение к службе в армии. Коммерческая возня переделывает праздник в этакий маскулинизированный клон 8 Марта, а на смену Армии и Военно-Морскому Флоту пришёл анонимный «защитник Отечества». Защищающий Родину, надо думать, проходя альтернативную службу в доме престарелых. Я против такой абберации понятий: 23 февраля я плесну в рюмку 50 граммов и с удовольствием выпью под тост, традиционный для этого праздника: «За тех, кто в сапогах!».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры