издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сибирские запросы. На Усольском свинокомплексе выдержали суровый зимний экзамен

  • Автор: Геннадий ПРУЦКОВ, "Восточно-Сибирская правда"

Конец февраля дохнул теплом, появились лужи и сосульки, однако память крепко держит минувшие дни и недели, лютую стужу, морозные туманы, сообщения о 50-градусных морозах на северах. Нелёгкими были те испытания для старых ферм со своими собственными котельными, с каждодневным подвозом кормов и уборкой навоза. А каково было животноводческим предприятиям промышленного типа? Как они выдержали суровый экзамен зимы?

— Холода и морозы вызвали больше разговоров у тех, кто в кабинетах сидит, — отвечает на мои вопросы генеральный директор СХПК «Усольский свинокомплекс» Илья Алексеевич Сумароков. — Кто работает на морозе, уже привык к тому, что температура может опуститься до минус 40 и ниже. Поэтому добрый хозяин всегда готовился к самым сложным ситуациям. Да и психологически настроен на это. Вот звоню как-то своему брату, который живёт в Жигалово, спрашиваю про погоду. Уже потеплело, отвечает, минус 43.

В оптимизме, уверенности Илье Алексеевичу не откажешь. Но меня интересуют не общие характеристики и представления, а ситуация на самом свинокомплексе. Как отразились на нём холода. Привесы, опоросы, выход молодняка… Ведь что такое Усольский СХПК? В 2005 году в сельхозпредприятиях Иркутской области содержалось немногим более 80 тысяч свиней. То есть от того, что имела ранее Иркутская область (без Усть-Ордынского округа), осталась лишь треть. И львиная доля из этой третьей части приходится на Усольский комплекс, где круглогодовое стадо превышает 70 тысяч свиней. Словом, предприятие является нашим главным кормильцем.

— Конечно, мы готовились к зиме. А как же иначе? Ремонтировали, утепляли, — продолжает Сумароков. — Как повлияли морозы? Ну, может быть, больше тепла расходовали, электроэнергии. А всё остальное шло своим чередом. Поголовье такое же было, как и в позапрошлом году. Привесы не упали, осеменение проводилось по плану, поросята рождались. Нет, сравнений зимних показателей с прошлым годом и с позапрошлым не ведём. Какая в этом надобность?

Усольскому свинокомплексу уже 28-й год. Если учесть, что его обеспечивает теплом Усольская ТЭЦ, представить его высочайший уровень механизации с использованием компьютерных систем, характер кормоприготовления, кормления животных, то СХПК без всяких преувеличений можно отнести к сельхозпредприятиям ХХI века. В самый начальный период рыночных реформ коллектив, специалисты и руководители прилагали огромные усилия по сохранению производства. И преуспели в этом. Ведь к сегодняшнему дню к востоку от Байкала вплоть до Охотского моря и Берингова пролива нет подобного комплекса, равнозначного Усольскому. Разорились, развалились.

А свинину мы любим. Сибиряки вообще зиму без хорошего шмотка сала не представляют.

Кстати, по поводу сала. Лет пять назад я был немало удивлён тем, что на Центральном рынке Иркутска цена его резко возросла и составила 50 рублей за килограмм. Очевидно, по мере уменьшения наших семейных бюджетов появилась потребность в пище, более насыщенной жирами. Но сегодня надо уже больше сотни выложить за килограмм. Трудно понять, с чем это связано. То ли сала мало, то ли денег чуточку прибавилось у любителей его. Первое очень даже очевидно. С 2000 по 2005 год поголовье свиней в сельхозпредприятиях Иркутской области сократилось чуть ли не на треть. Рухнули знаменитые лидеры свиноводства: совхозы «Уковский», «Усольский», «Усть-Удинский», имени 50-летия СССР, «Ленинский», «Тыретский», «Батаминский». Это падение нисколько не компенсировали личные подсобные хозяйства и фермерские. Свинье же хлеб нужен. Но где его взять при постоянном падении урожаев? Поэтому сокращение чушек в личных подсобных и фермерских хозяйствах за тот период превысило 22 процента. Так откуда же быть дешёвому салу?

— Но и мы ориентируемся в своей работе на выращивание свиней, которые имели бы не столь большие прослойки сала, — признаётся Сумароков. — Поймите, во все времена была высокая потребность именно в нежирном свином мясе. Хотя, конечно, свинья без сала не бывает.

Спрос, ценовая конъюнктура, конкуренция с продукцией, завозимой из западных регионов Сибири, вынуждают и это хозяйство ориентироваться на требования рынка. Но сохранение высокой конкурентоспособности, повышения эффективности всего производства требуют приличных затрат. И это признаёт генеральный директор СХПК:

— Мы вынуждены закупать аж в Англии племенной молодняк, который отличается высокой продуктивностью, товарная продукция в наибольшей мере отвечает запросам покупателей. Но дорого обходятся такие покупки. Одна голова стоит две тысячи долларов. Немало средств уходит и на модернизацию. Привлекаем зарубежные фирмы, импортные технологии. Без этого нельзя. Перестанем совершенствовать технологию, обновлять оборудование — и через два-три года такое отставание возникнет, что потребуются колоссальные деньги, чтобы выйти на передовые рубежи.

И эти затраты, труд всего коллектива окупаются с лихвой. В минувшем году Усольский свинокомплекс дал 22 процента мяса от производимого во всех сельхозпредприятиях области. Правда, в основном это мясо идёт на переработку. Колбасы, окорока, копчёности… Даже в самые лютые морозы продукция, изготовленная на свинокомплексе, регулярно поступала в торговые павильоны, в магазины и на иркутский рынок. Так что и в самом деле не отразились холода на работе флагмана свиноводства. Имей Приангарье ещё один такой комплекс, и сало не дорожало бы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры