издательская группа
Восточно-Сибирская правда

К вашим прислугам

Рынок домашнего персонала существует в Иркутске более семи лет. Пока он представлен главным образом нянями, гувернантками и домработницами. Однако потребности в домашнем персонале ежегодно растут пропорционально материальным возможностям иркутян. Кадровые агентства активно продвигают на местном рынке услуги дворецкого, экономки, компаньонки. Ожидается, что вскоре эти специальности будут также весьма востребованными. В агентствах не исключают в ближайшее время привлечение на работу в областной центр прислуги из-за границы.

Из двенадцати иркутских кадровых агентств, опрошенных «Конкурентом», трудоустройством агентства домашнего персонала занимаются только пять. Причём лишь в общественно-благотворительном фонде «Учитель», кадровом агентстве «Левобережье» и агентстве имидж-сопровождения «Априори» базы данных насчитали около тысячи соискателей подобной работы. Бизнес по найму прислуги в Иркутске малодоходный, особенно если заниматься трудоустройством только нянь и гувернанток, говорит генеральный директор агентства «Априори» Анжелика Стрельникова.

В причинах нестабильности этого бизнеса не могут разобраться и сами специалисты, ведь «зажиточных людей в Иркутске становится всё больше». Как отмечает менеджер-консультант кадрового агентства «Левобережье» Ирина Габец, если на старте «мы подыскивали домработниц на 2-3-комнатные квартиры в черте города, то сейчас это 2-3-этажные коттеджи».

Кого «НЯНЯть»?

Большой спрос на нянь, гувернанток и домработниц. Это обстоятельство позволяет выживать узкоспециализированному «Учителю», который 4 года работает исключительно по заявкам на такой персонал. Ежедневно специалисты фонда работают в среднем по пяти заявкам. С конца лета до середины осени количество заявок удваивается. В базе данных фонда — около 800 соискателей, большая часть их приходится на нянь. В то же время в агентстве «Левобережье» сообщили, что из тысячи обратившихся 375 ищут работу няни, 204 — домработницы и 119 — гувернантки. В «Учителе» сказали, что «предложение пока превышает спрос, но сейчас с каждым годом количество работодателей увеличивается в связи с развитием малого бизнеса и ростом количества родителей, у которых нет времени на работу по дому и уход за детьми». Между тем в «Априори» отметили недостаток квалифицированных сотрудников.

Предложение персонала пестрит вариантами: заказать милую «домоправительницу», даму в стиле Мэри Поппинс или юную бэбиситтер клиентам помогают анкеты соискателей. Стандартные пункты — дата рождения, место прописки, образование, опыт работы. Приветствуется иркутское постоянное место жительства или прописка в пределах области. Образование желательно педагогическое, медицинское или высшее гуманитарное. Однако директор «Априори» Анжелика Стрельникова утверждает: «Образование не всегда даёт тот эффект, который хотелось бы. Люди без образования могут оказаться более чуткими и разумными».

Из нестандартных пунктов анкеты — «знак Зодиака». В «Априори» случались клиенты, которые не желали нанимать «Весов» или «Скорпионов». Неожиданным оказался вопрос о вероисповедании: «Вероисповедание в анкете указывается. Мы стараемся не брать женщин, посещающих какие-либо собрания-секты. Мусульманок в базе данных нет, однако присутствует несколько буддисток», — прокомментировала сотрудница фонда «Учитель». Такая жёсткая позиция обусловлена настороженностью родителей, которая не чужда и директорам агентств. «Когда я только приехала в Иркутск, то искала няню через газету. Ко мне пришла милая девушка, у которой даже был диплом няни. По причине вероисповедания я не взяла её на работу. Потому как находиться всё время с ребёнком и няней у меня возможности не было. Что она рассказывала бы моему ребёнку, неизвестно», — говорит Анжелика Стрельникова. В «Левобережье» религиозными убеждениями у соискателей не интересуются: «Мы особо не зацикливаемся на вероисповедании, иначе это будет уже дискриминация». По национальности клиенты предпочитают русских. В практике фонда «Учитель» был случай, когда бурятской семье была необходима работница той же национальности. А в «Априори» недавно заказали няню представители китайской диаспоры: национальность не имела значения, обяза-тельным было знание китайского и английского.

При всём разнообразии параметров выбора няня всё равно будет принадлежать к одной из трёх согласно типологии нянь от агентства «Априори» категорий. Либо это молодые девочки-студентки: опрятные, в меру умные, этакие бэбиситтеры, популярные на Западе. Правда, в Иркутске на них спрос невелик. Ко второй категории относятся женщины от 30 до 40 лет, как правило, с педагогическим образованием, опытом и имеющие собственных детей. Из них получаются наиболее квалифицированные няни, поэтому они требуют заработную плату повыше. Третья категория — женщины старше 45 лет. В базе данных одного из агентств есть, например, анкета семидесятилетней бабушки. Между собой сотрудники агентств нянь этой возрастной группы делят на две подгруппы: спокойные и беспокойные бабушки. Первые пекут пироги, заботятся о клиентах, не претендуя на слишком высокую заработную плату. Вторые считают своим долгом советовать и вступать в конфликты. А среднестатистическая няня — энергичная, коммуникабельная женщина 40-55 лет со средним специальным педагогическим образованием.

На вакансию нянь никогда не претендовали мужчины. Гувернёры среди них тоже встречаются редко. «Априори» устроило пять таких соискателей, а в базе данных фонда «Учитель» сейчас есть три невостребованных гувернёра. Впрочем, преподаватель дошкольной педагогики учебно-производственного комбината и няня Галина Сайдулина рассказывает: «Шесть-семь лет назад мой педагогический класс закончил мальчик, который сейчас открыл частный детский сад. У него было желание работать с детьми. Вот такое призвание. Но подобное случается, конечно, нечасто».

Сама Галина Сайдулина, согласно типологии нянь, относится к третьей категории и первой подгруппе: «Второй год занимаюсь с девочкой. Полный контакт и с родителями. Я получаю от работы удовольствие». Галина Васильевна работает, скорее, гувернанткой, потому что няня выполняет только режимные процессы (прогулки, питание), а она проводит ещё и занятия по математике, по грамоте, развитию речи и т.д. Мотив смены прошлой работы, в общем, очевиден: «Школа требовала много усилий, а материальной отдачи не было никакой. Здесь я работаю всё так же с детьми. Но получаю и моральное удовлетворение, и материальное вознаграждение. А что ещё человеку нужно?», — объясняет бывшая учительница.

Оплаченный комфорт

Подопечным няни может быть не только «человеческий детёныш», но и звериный. В «Априори» был случай, когда была необходима няня для больного дога. Заказ выполнили. Няня дога получала вознаграждение от 30 до 35 рублей в час, что сопоставимо с оплатой нянь для ребятишек. А в «Левобережье» к такого рода заявкам относятся иначе: «Это уже как анекдот. Позвонила женщина и попросила найти на время её отпуска няню для пятимесячного персидского котёнка. Мы ответили, что такими заявками не занимаемся».

Нанимаясь прислугой люди, как ни странно, стремятся решить финансовые проблемы. Воспитатель в детсаде зарабатывает как минимум в два раза меньше, нежели в семье. Ответственность, напротив, гораздо меньше: вместо 25 детей всего один или два. С няни не спрашивают планы, ей не нужно проходить курсы повышения квалификации. По Иркутску оплата труда няни варьируется от 35 до 50 рублей в час, а гувернантки — от 50 до 70 рублей. Галина Васильевна при десятичасовом рабочем дне получает 50 рублей в час. Тем не менее начало работы в качестве прислуги, как говорит Анжелика Стрельникова, это преодоление определённого психологического барьера. «К нам обратилась женщина, которая была вынуждена пойти работать в качестве обслуживающего персонала из-за жизненных обстоятельств. Заполнила анкету, а потом вскочила и убежала. Больше мы её не видели. Для многих людей это шаг, который действительно очень трудно сделать. Но те, кто решился на это, уже редко возвращаются либо в детсад, либо в школу».

Работа домработницы вознаграждается в зависимости от объёма сделанного: от 350 до 700 рублей за уборку. Минимальная почасовая оплата — 60 рублей в час. Садовник с образованием, то есть который умеет организовать приличный ландшафт, а не просто дорожки подмести, получает около 100 рублей за час работы. Водитель зарабатывает помесячно сумму, связанную с наличием или отсутствием личного авто: от 10 до 25 тыс. рублей. Охранники зарабатывают как минимум 5 тыс. рублей. Очень востребованный сейчас работник — выгульщик собак в зависимости от квалификации и породы собаки получает порядка 50 рублей в час.

Заработная плата персонала, который будет постоянно проживать на территории работодателя, составляет не менее 10 тыс. Однако количество таких заявок не превышает 10%. Зачастую стационарно работают семейные пары, которые проживают в коттеджах. Муж занимается хозяйственными делами, а жена готовит и убирает. В «Априори» существуют даже специальные анкеты для супругов-соискателей. Постоянно проживают в доме работодателя сиделки и няни. Фонд «Учитель» работал с няней, которая прожила в семье 4 года. Однако беседовать о своей профессии она отказалась, сославшись на конфиденциальность. «В договоре о возмездных услугах либо трудовом соглашении, заверенном нотариально, прописано условие конфиденциальности. То есть работник не должен обсуждать услышанное и увиденное в семье даже с родственниками», — говорит менеджер фонда.

Однако за поведение прислуги агентства не отвечают: «Юридически мы не несём ответственности за персонал. Мы ручаемся только за предоставленные рекомендации. Но материальную ответственность несёт сам персонал», — подчеркнула консультант кадрового агентства «Левобережье» Ирины Габец. Если по каким-то причинам, в том числе — не сошлись характерами, и персонал клиента не устраивает, то он чаще всего бесплатно заменяется. Но не более трёх раз. В сущности, «бесплатно» только для соискателя (за трудоустройство с соискателя взимается 50% от его будущего вознаграждения только в фонде «Учитель»). Стоимость услуг агентства для нанимателя варьируется от 35% до 50% от месячной заработной платы персонала.

Штучный товар

Пока интерес иркутян к таким специалистам, как компаньонка, экономка, дворецкий, очень слаб. Внедрением новых специальностей занимается агентство «Априори». Его директор Анжелика Стрельникова, приехавшая в Иркутск из Москвы, считает сложившийся в городе рынок прислуги мало освоенным. «Иркутяне не знакомы с тем, что действительно может предложить рынок. В этом состоит основная сложность нашей работы. Многие профессии известны только по бразильским сериалам. Например, профессия экономки. А по сериалу «Моя прекрасная няня» люди узнали, кто такой дворецкий», — говорит генеральный директор.

Особую группу прислуги составляют логопеды, валеологи, аниматоры, визажисты и парикмахеры. Они также обслуживают семью, поэтому относятся к домашнему персоналу. Валеологи, то есть специалисты по здоровому образу жизни, в базе данных есть, но случаев их трудо-устройства не было. Аниматоры, напротив, стали востребованы прошлым летом: «Аниматорские отделения в агентстве занимаются организацией праздников: девичников, дней рождений, корпоративных вечеринок. В начале в Иркутске не планировали развивать это направление, но клиенты стали обращаться», — комментирует Анжелика.

Тяжело идёт направление — организация имидж-сопровождения. Если по каким-то причинам женщине необходим сопровождающий, например, на презентацию, то агентство предлагает множество вариантов. «Первый заказ был для меня неожиданным. Мама заказала на родительское собрание в школе ребёнку папу. Сын рос без отца, и его дразнили. По базе данных заказали очень интересного папу. Он не был сведущ в личных вопросах, но то, что касается вопроса, делать шкафчик в классе или нет, он выступил с очень интересной речью. На следующий день сын пришёл из школы просто с сиянием в глазах», — рассказал директор агентства. Оплата услуги — от 300 рублей в час. В роли «мужчины на пару часов» — соискатели в возрасте от 25 до 55 лет.

Без границ

Перспективное направление развития иркутского рынка прислуги в отдалённом будущем — заказ иностранной прислуги. «Уже три-четыре года в Москве заказывают нянь француженок, англичанок. Думаю, лет через пять мы начнём заказывать нянь из-за границы. Вряд ли раньше, потому что нам и здесь ещё много работы по внедрению новых профессий», — отмечает Анжелика Стрельникова.

Впрочем, пока на рынке достаточно отечественных арин родионовных, число которых увеличивается. «Престиж профессии растёт, потому что мы возвращаемся к тому, от чего когда-то давно ушли. Сейчас воспитанию детей стали уделять гораздо больше внимания, чем во времена процветающего социализма. Опять стали модными институты благородных девиц. Это действительно нужно», — делает вывод Анжелика Стрельникова. Однако существует обратная сторона развития рынка прислуги. Отток наиболее профессиональных работников из государственных учреждений в сферу домашнего персонала будет возрастать, потому как вознаграждение прислуги объективно выше зарплаты государственного служащего. Что делать, когда из детских садов и больниц в поисках достойных денег за достойный труд уйдут специалисты, — неизвестно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры