издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В экспозиции - лики святых

Медное литьё с изображением ликов святых, Иисуса Христа, Богоматери долгие годы лежало в запасниках Иркутского художественного музея имени Сукачёва. И вот эти сокровища искусства увидели свет. Экспонаты выставки "Кресты. Иконы. Складни" поражают красотой, филигранной отделкой.

Медное литьё является национальным достоянием русской культуры, оно приобрело черты высокого стиля. Мощный культурный пласт, который оно представляет, в первую очередь, связан со средой старообрядцев, их верой в Бога.

На выставке представлены киотные, наперстные, нательные кресты (тельники), которые делались восьмиконечными. В центре — голгофский крест-распятие, по бокам — посох и кика, являющие собой символ веры. Этот крест называют ещё «процветшим», он окружён лёгким, ажурным растительным орнаментом, связанным с древом Христа, напоминающим древо жизни, о котором упоминается в Ветхом завете.

В XVII — XVIII веках техника медного литья начала активно развиваться в связи с исходом старообрядцев на Север, Урал, в Сибирь. Она стала настолько совершенна, что могла на сакральных предметах изображать сложные, много-гранные композиции. Крест с «избранными» иконами — это традиционное восьмиконечное распятие с головой Адама, видом города Иерусалима. Перед крестом «предстоящие» — Мария, Марфа, Иоанн Богослов, на «верше» — херувимы и серафимы. Образа украшались голубой эмалью с золотым свечением, что придавало им необыкновенную красоту.

Меднолитые предметы представлены в виде односторонних, двухсторонних, двухстворчатых икон. Самые распространённые сюжеты — это изображение Христа, Богоматери, покровителя море-плавателей и путешественников Николая Чудотворца. Эти иконы небольшие, складные, они свободно помещались на груди, и их можно было брать в путь.

На выставке представлены также на-грудные, нательные, киотные складни — домашние иконостасы. Есть двухстворчатая «Троица ветхозаветная. Богоматерь Знамения» и трёхстворчатый «Деисус». Понятие «Деисус» пришло в Россию из Древней Греции, обозначает моление человечества, почитание всех святых.

Очень интересны четырёхстворчатые складни. Большие праздничные створы, на тристворах которых изображаются двенадцать церковных праздников, и четвёртая створа состоит из икон — Владимирской, Смоленской, Тихвинской Богоматерей, Знамения. Они отличаются интересным «навершием», так называемым кокошником. Оборотная сторона изображает голгофский крест, украшенный эмалью.

Особенностью икон, изготовленных из медного литья, является, в первую очередь, изображение евангельских сюжетов и крайне редко — библейских. Основные виды орнаментации — растительные, геометрические в виде стилизованного вьюна, разукрашенного полихромными эмалями. Матрица изготовлялась из сплавов, приближенных к бронзе — это недорогой материал, позволявший выпускать тиражированную продукцию. Несмотря на подобный способ изготовления, медное литьё — это не ремесло, оно приобрело черты высокого искусства.

Как известно, литые кресты были ещё в древности, пришли они из Византии, в России получили распространение в XVI-XIX веках. Интересная деталь: вещи XIX века по художественным достоинствам более качественны, да и технологии их изготовления совершенствовались. В годы революции традиция изготовления сакральных предметов из медного литья прервалась, поэтому выставка, организованная в художественном музее, уникальна, она позволяет увидеть во всём величии творения старых мастеров.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры