издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Здравствуй, читатель!

Великий миф приятнее, чем миф убогий. Люблю гениальный фильм Эйзенштейна «Александр Невский» с великим Николаем Черкасовым в главной роли и с нашим земляком Николаем Охлопковым в роли Василия Буслая. И пусть справедливая давняя рецензия академика Тихомирова на этот фильм называлась «Издёвка над историей». История породила легенду, легенда породила киномиф, а тот породил миф уже второго уровня. Достойнейший и славный боевой орден Александра Невского в годы Великой Отечественной войны несёт на себе изображение не самого князя (его прижизненных изображений не сохранилось), а народного артиста СССР Черкасова в этой роли…

Сомнительно, что на книжной полке у большинства любителей русской словесности есть книги Петра Павленко. Этот бригадный комиссар и четырежды лауреат Сталинской премии остался лишь в истории советской литературы. Но как минимум одна заслуга у него есть. Это он, автор сценария фильма Эйзенштейна, написал великую фразу: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля». А многие авторы школьных учебников и выучившиеся по этим источникам граждане абсолютно уверены, что это сказал сам Александр Невский. Увы нам.

Но и святой благоверный князь Александр Невский в зеркале исторической правды выглядит несколько не так, как в привычных книжках. Прежде всего, остаётся загадкой, как потомки умудрились проклинать Орду и монголо-татарское иго параллельно с возвеличиванием самого верного и жёсткого союзника и данника ордынцев. Даже в «житие», где было уже напридумано невесть чего, и то написано: «Батый прислал сказать Александру, что если он хочет властвовать спокойно, то должен явиться в шатёр хана с поклоном, после чего Батый, отдав справедливость достоинствам князя, столь был доволен им, что поручил ему всю южную Россию и Киев», и «князь не мог отклонить веления и отправился уговаривать новгородцев не противиться напрасно сильному хану».

Подавляя антиордынски настроенных русских князей, Александр Ярославич уничтожал их не только русским мечом, но и не брезговал союзной монгольской саблей. А о патриотическом начале вспоминал лишь в стычках с христианской Европой. Но и здесь нужно отринуть мифы. Легендарная Невская битва унесла, как сказано в новгородской летописи, двадцать русских воинов. Данных о потерях противника нет, но даже если их было вчетверо больше, то и в этом случае имела место мелкая стычка.

Во время Чудской битвы, по самым комплиментарным данным, погибло 400 и пленено 50 немцев, из них лишь 20 убитых и 6 пленных настоящих ливонских рыцарей. Правда, чуди (эстов) было положено «бесчисла», но о том, что на стороне ливонцев выступила разорённая предыдущим походом великого князя чудь, говорить в русской историографии было не принято.

Ну, и финал. Скончавшийся от воспаления лёгких Александр Невский будущими историками назначен быть отравленным в… Орде. Любящей его и любимой им.

Может быть, стоит об этом подумать?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры