издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Палитра, полная контрастов

Прошёл ровно год со дня подписания договора о совместной деятельности между Иркутским художественным училищем и Институтом изящных искусств Улан-Баторского государственного университета. Своеобразными итогами года стали пленэр в Монголии и выставка, открывшаяся в картинной галерее художественного музея имени Сукачёва.

На выставке представлены работы педагогов двух учебных заведений, отличить которые друг от друга несложно. Иркутские художники — приверженцы реалистического искусства, конкретики. Пейзажи гор, голубое небо, зелень деревьев и трав у них соответствуют увиденному цвету, той гамме средств художественной выразительности, которые они ощутили. Монголы, успевшие поучиться в Европе, полуреалистичны, для них более важны сочетания ярких, часто контрастных красок.

Это не значит, что надо умалять творческие достоинства одних и преувеличивать у других, направления школ в наших странах развиваются по-разному. Художники-модернисты в Иркутском училище работать просто не смогут, потому что это не в его традиции, начавшем отсчёт времени с 1910 года. Монголы за период художественного развития изящных искусств прошли разные этапы. В начале пути многие из них заканчивали московские и ленинградские школы, по духу соответствовали русскому реалистическому направлению изобразительного искусства. Сегодня для них важно и то, что было ранее, взятое от живописи, танки и представляющее особый художественный интерес сегодня.

Они представили в Иркутске декоративно-прикладное искусство, в котором есть работы по дереву, металлу, коже. Живописные картины небольшие, связано это с трудностями перевозки полотен. Картины в полной мере дают представление об интересах, увлечениях и профессиональной подготовленности художников. Для многих важно настроение работ, выражающих поэтизированный, полный возвышенного настроения образ Монголии.

Из Иркутского училища на пленэр в Монголию ездили восемь педагогов: В.Бешнов, В.Ерофеевский, С.Казанцев, Ю.Карпенко, Л.Назарова, Н.Соковцева, Э.Штельваг, И.Югай и Н. Домашенко, который к участию в выставке подошёл очень серьёзно. Он подготовил восемь листов, выполненных в сложнейшей технике, с присутствием работы сухой иглой, цветными карандашами и акварелью.

«Педагогам-художникам заниматься творчеством много сложнее, чем просто художникам, — рассказывает завуч училища, искусствовед Ирина Федчина. — Отдавая много времени преподаванию, они не сразу подключаются к собственной работе. Это важно, чтобы педагоги не просто рисовали, но и выставлялись, давая тем самым пример студентам».

Полно представил своё мастерство Сергей Казанцев. На выставке есть этюды, сделанные в Монголии, и картины, над которыми он работал у себя в мастерской. В них ярко выражено чувственное начало художника, его воспоминания о стране, красота которой его покорила.

Валерий Ерофеевский — один из художников, который тяготеет к конкретной теме. Его работы картинного типа, больших размеров выразительны. Владимир Бешнов — дизайнер, писать этюды для него — хобби. На выставке он проявил свои дизайнерские способности, соединив компьютерную технику с её художественной обработкой, используя массу фотографий. Получилось неожиданно и очень профессионально. Людмила Назарова — керамист по образованию и своим художественным пристрастиям — на монгольском пленэре сделала две пастельные, очень нарядные работы.

О некоторых картинах, выставленных в художественной галерее, заслуженный художник Анатолий Костовский, который неоднократно бывал в Монголии, сказал, что они хороши, но это не Монголия, в ней другой колорит. «Надо было выбросить иркутскую палитру и набрать другую». Наверное, чтобы понять экзотический, полный контрастов мир Монголии, необходима не одна поездка. Как известно, впечатлений много не бывает.

Иркутские педагоги-художники надеются на это. Пока же летом их ждёт пленэр с монгольскими представителями Института изящных искусств на Байкале и выставка в Улан-Баторе, которая будет организована в сентябре.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры