издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Cоюз мысли и труда. Производству катализаторов в ОАО "Ангарский завод катализаторов и органического синтеза" исполняется 55 лет

Ни одно крупнотоннажное химическое производство без катализаторов не обходится. Не случайно катализаторная отрасль отнесена к стратегическим, обеспечивающим национальную безопасность. Более полувека назад — в 1951 году — началось освоение производства катализаторов в Ангарске.

Это было трудное во всех отношениях послевоенное время. Опыта в этой сфере не было ни у кого. Осваивали технологию приготовления катализатора буквально «на ходу» по прописям, но уже в августе 1952 года была получена первая партия катализатора 481-10, предназначенного для производства водорода. С этого выпуска и началась история Ангарского завода катализаторов.

С первых же дней работы завода в разработке, освоении и выпуске катализаторов участвовали ведущие отраслевые НИИ, такие как ЛЕННЕФХИМ и ГИПХ (Ленинград), ВНИИНП и ГИАП (Москва). Учёные этих институтов разрабатывали новые отечественные катализаторы, не уступавшие импортным аналогам, а Ангарский завод служил своеобразной опытной базой для отработки технологии производства новых катализаторов и проверки их каталитических свойств на пилотных установках.

Начиная с 1951 года на заводе была освоена и внедрена в производство технология выпуска более ста (!) наименований катализаторов различных типов.

Выбор Ангарского завода в качестве опытной базы ведущими НИИ страны был далеко не случаен — предприятие всегда славилось качеством выпускаемой продукции и соблюдением технологической дисциплины, а квалификация ИТР и технологического персонала отличалась высоким уровнем подготовки. В 90-е годы прошлого века, несмотря на кризис отечественной промышленности, который не обошёл стороной и катализаторную отрасль, ангарчанам удалось не только сохранить опытные квалифицированные кадры, но и воспитать новое поколение производственников.

На протяжении многих лет завод был кузницей кадров для нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Опытные инженерно-технические работники по направлению министерства уезжали запускать катализаторные производства в Новомосковск, Дорогобуж, Северодонецк и на другие родственные предприятия.

Завод всегда работал стабильно, помимо планового производства ежегодно шло освоение и внедрение 2-3 новых марок катализаторов. Катализаторы, сделанные в Сибири, эксплуатировались не только практически на всех заводах Ангарской нефтехимической компании, но и на многих химических и нефтехимических предприятиях СССР. Ежегодно катализаторы различных марок отправляли на экспорт в Болгарию, Чехословакию, Югославию, Польшу, Румынию и другие страны СЭВ. Многие катализаторы выпускались со знаком качества и эксплуатировались гораздо дольше, чем было предусмотрено по проекту, сохраняя при этом свои каталитические свойства. Так, катализатор изомеризации ксилолов КИ-16М проработал на Новополоцком НПЗ 15 лет, в то время как аналогичный импортный пришлось заменить уже через 3 года работы.

Процессы получения высокооктановых бензинов, дизельного топлива, водорода, производства минеральных удобрений, продуктов нефтехимии невозможно проводить без катализаторов. Область применения катализаторов очень широка — они необходимы не только химическим, нефтеперерабатывающим и нефтехимическим предприятиям, но и предприятиям бытовой химии, пищевой промышленности.

В последние годы многие российские учёные встревожены состоянием отечественных производств катализаторов. Однако конкретных шагов по выходу из тупика пока не предпринято ни со стороны ведущих нефтяных компаний, ни со стороны государственных структур.

При этом следует отметить, что практически все без исключения зарубежные фирмы по производству катализаторов имеют значительную финансовую поддержку — государственную или корпоративную. Ангарскому заводу приходится работать в условиях жесточайшей конкуренции со стороны зарубежных фирм — производителей катализаторов.

Но, несмотря на трудности, завод постепенно выходит из тяжелейшего положения. Заключает договоры на выпуск продукции, внедряет в производство новые, более эффективные катализаторы. В этом ангарчанам по-прежнему помогают НИИ Москвы и Санкт- Петербурга. Большой вклад в разработку новых катализаторов вносит Институт катализа им. Г.К.Борескова Сибирского отделения РАН (Новосибирск). За последнее время в содружестве с этими институтами были разработаны и внедрены в производство новые, более эффективные катализаторы процессов риформинга, гидроочистки, селективного гидрирования, гидродеалкилирования и других. Постепенно завод восстанавливает свои традиционные рынки сбыта, налаживает связи с потребителями, наряду с зарубежными фирмами участвует в тендерах на поставку катализаторов и нередко их выигрывает. Так, в настоящее время на заводе идёт выпуск катализаторов гидроочистки для заказчиков из ближнего зарубежья — ОАО «НАФТАН» (Белоруссия) и Бакинского НПЗ им. Гейдара Алиева.

Как и в старые добрые времена, завод является настоящей кузницей кадров. Каждый год студенты Ангарской государственной технической академии и Иркутского государственного университета проходят практику, защищают дипломы, получают рабочие места на Ангарском заводе катализаторов и органического синтеза. Молодые специалисты совместно с маститыми учёными занимаются разработкой новых катализаторов, выступают с докладами на научных конференциях, где получают призовые места, дипломы и денежные премии. Так что Ангарский завод успешно объединяет и значительный накопленный опыт, и энтузиазм, и энергию молодёжи.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер