издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Финансовый монстр

Скоро в России появится Государственная корпорация развития. Минэкономразвития подготовило законопроект о её создании на базе Внешэкономбанка с участием Российского банка развития и Росэксимбанка. Она займётся привлечением инвестиций и поддержкой российского экспорта. Эксперты сомневаются, сможет ли ВЭБ успешно совмещать все свои новые и прежние обязанности.

«Мы подготовили проект закона о Государственной корпорации развития, которая будет создана на основе Внешэкономбанка с участием РосБР и Росэксимбанка. На днях мы разошлём этот законопроект на согласование, — сообщил журналистам глава Мин-экономразвития Герман Греф во вторник. В правительство законопроект планируют внести осенью.

По словам Грефа, объединение госбанков позволит решить проблему нехватки «длинных» денег в экономике — новая корпорация будет предоставлять бизнесу долгосрочные кредиты. Также на неё будет возложено обеспечение экспортно-импортных операций и взаимодействие с инвестиционным фондом.

Создать мощную финансовую госструктуру, которая занималась бы кредитованием бизнеса и поддержкой несырьевого экспорта, предложил Михаил Фрадков ещё в октябре прошлого года. Идея нашла отражение в документе под названием «Дополнительные меры, направленные на ускорение темпов экономического роста» наряду с такими предложениями, как снижение НДС и стимулирование очагов роста в регионах. Эти меры, разработанные аппаратом правительства после консультаций с бизнес-сообществом, стали реакцией премьера на «неудовлетворительные», по его мнению, прогнозы ведомства Германа Грефа по росту ВВП. Реализация мер должна была подстегнуть рост экономики, чтобы приблизить его к заветному удвоению.

Правда, первоначально речь шла о двух госбанках. Один предлагалось создать на базе ВЭБа и Росэксимбанка и доверить ему поддержку экспорта. Другой — Российский банк развития — должен был помогать инвесторам внутри страны и стать ответственным за «финансирование и обслуживание государственных инфраструктурных проектов, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы».

Затем было решено не распылять средства. В январе Владимир Путин предложил создать для этих целей единую структуру: Российский банк развития с уставным капиталом в 2,5 млрд. долл. Организовать банк было решено на основе тех же Внешэкономбанка, РосБР и Росэксимбанка. Интригой оставалось, какой из них послужит базой для корпорации. Победил ВЭБ, имеющий среди трёх банков наивысшие капитализацию и кредитный рейтинг. Весной глава ВЭБа Владимир Дмитриев даже заявил, что справится с поставленной задачей и без участия РосБР и Росэксимбанка, но эта идея не прошла.

«Реорганизация ВЭБа будет стопроцентной», — пообещал глава МЭРТ. Но форма объединения банков пока окончательно не определена. Рассматриваются два варианта: либо все банки сохраняются как юридические лица, либо полностью сливаются. Общая капитализация объединённого банка составит 3 млрд. долл.

Создание такой корпорации нужно, считают эксперты. «У нас уже существует несколько государственных банков, которые должны бы работать на развитие экономики страны, — напоминает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Денис Мухин. — Но они имеют невысокий рейтинг и, соответственно, не очень эффективны. Реорганизация же позволит консолидировать эти банки и повысит их эффективность. Этот банк, имея высокий рейтинг, будет иметь стабильный доступ к «длинным» дешёвым деньгам из-за рубежа. А другие предприятия получат кредиты у него».

Особенно важным считают эксперты создание действенного механизма для поддержки несырьевого экспорта. Такие госструктуры существуют во многих странах, они кредитуют экспортёров, предоставляя им возможность заключать контракты на производство товара без предоплаты и поставлять его с рассрочкой в семь-восемь лет. В США этим занимается Эксимбанк, в Германии риски экспортёров страхует «Гермес», «Кофас» действует во Франции, САЧЕ — в Италии, КУКЕ — в Польше, ЭГАП — в Чехии.

У нас большое количество средних предприятий, которые начинают активизировать свою деятельность, развиваться, ориентируясь и на внешний рынок, и используя импортную продукцию, замечает директор Центра макроэкономических исследований БДО «Юникон» Елена Матросова. «Чтобы облегчить обслуживание этих потоков, необходим специализированный финансовый институт», — говорит она.

Но возникает вопрос, сможет ли ВЭБ исполнять все взятые на себя обязанности. С учётом своих прежних функций государственного долгового агентства и управляющего пенсионными накоплениями он превращается в настоящего финансового монстра. «Говорилось, что новая корпорация должна заниматься сопровождением экспортно-импортных операций, инвестированием в зарубежные активы, использоваться как технический оператор при инвестировании средств из инвестфонда, — напоминает Мухин. — И всё это не должно помешать ВЭБу работать с внешними долгами и пенсионными накоплениями».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры