издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Медвежья услуга

  • Автор: Людмила Николаева

«Ветераны труда, труженики тыла и репрессированные обслуживаются во второй кассе» - такие объявления появились недавно на Иркутском автовокзале. Старики с тележками и сумками толкутся теперь в одной очереди. И чтобы получить льготный билет на проезд, им надо отстоять, как в советское время за колбасой. Все «прелести» нового порядка я испытала на себе.

— Придумали! — возмущался пожилой мужчина. — Раньше в любой кассе можно было взять билет. А теперь по часу стой в очереди, расписываться требуют не только в билете, но и в ведомости. Может, вы ещё и отпечатки пальцев снимите?! — спросил он кассира.

— Я сорок минут здесь стою, — сокрушается Агафья Сидоровна Иванова. — Автобус в Усть-Орду уже ушёл. Не знаю, теперь, когда уеду.

— Мой тоже ушёл, — призналась моя соседка, Людмила Сергеевна Горбаткина, направляющаяся в Ангарск. — А следующий рейс коммерческий. Льготный билет на него не дадут. Придётся платить…

Очередь стояла, как вкопанная. На каждого пассажира кассир вручную заполняла реестр из… тринадцати граф. Её интересовало всё: фамилия, имя, отчество получателя, страховой номер индивидуального лицевого счёта, место жительства, номер маршрута, дата поездки, место отправления и назначения, стоимость проезда. Ещё она требовала предъявить документ, подтверждающий льготу, и справку о назначении ежемесячной денежной выплаты. Лишь после этого льготник расписывался, наконец, в получении билета.

Конечно, не кассир является автором этих бюрократических заморочек. Но именно на неё пассажиры выплёскивали гнев и раздражение.

— Ты что там, уснула?! — кричала толстая тётка в куртке. — Сколько можно ждать! Я отработала сорок с лишним лет на производстве. Всё здоровье потеряла, стала инвалидом. Ради бесплатного билета каждый раз должна терпеть унижение?!

Кассир, едва сдерживая слёзы, вместо Усть-Балея выписала мне билет в Верхний Кет (хотя в этом селе я сроду не была, и делать там мне нечего).

Чтобы не опоздать на рейс, некоторые, плюнув на льготу, бежали в другую кассу, где не было никакой очереди, и покупали билет за полную цену.

— Пассажиры грозят нас уволить, оскорбляют, пишут жалобы, — рассказывает начальник автовокзала Галина Седых. — Но не мы придумали эти правила. Ведомости и билеты с подписью каждого льготника надо представлять в главное управление социальной защиты населения области.

— Есть постановление администрации области № 74-ПА от 24 мая 2005 года о порядке предоставления мер социальной поддержки по бесплатному (либо с оплатой в размере 50 процентов стоимости) проезду на автомобильном, железнодорожном и водном транспорте отдельным категориям граждан и возмещения расходов транспортным организациям, — ввела меня в курс дела начальник отдела организации мер социальной поддержки главного управления соцзащиты Ирина Дёмина. — У нас заключён договор с иркутской автоколонной № 1880. Мы гарантируем возмещение расходов за проезд льготников, а транспортники их обслуживают.

Директор автоколонны № 1880 Игорь Ломовцев признался:

— Я вынужден был подписать этот договор. Раньше возили льготников бесплатно, расходы нам никто не возмещал, а сейчас имеем хоть какие-то деньги. Но установленный порядок и нас не устраивает. За месяц через автоколонну проходят три тысячи льготников. На подготовку всех необходимых бумаг уходит много времени, почтовые расходы нам никто не оплачивает. Не знаю, что делать. Обслуживать льготников в других кассах мы не можем. Ведомости на них разложены по 33 папкам — по количеству департаментов. Друг другу их кассиры будут передавать что ли? Да и почему остальные пассажиры, имея деньги, должны ждать, когда обслужат ветеранов? Попуститься разве этими доходами — так мне надо людям зарплату платить, бензин закупать… Проблема, конечно, есть, но решать её надо на законодательном уровне.

Не берусь судить, кто виноват и что конкретно надо делать, чтобы из-за бюрократической волокиты не страдали пожилые люди. Только если все понимают, что услугу им оказали медвежью, почему же порядок предоставления мер социальной поддержки до сих пор не изменён?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры