издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Картонная политическая система…

В России лихорадочно идёт переформатирование политического пространства накануне выборов в Государственную Думу, которые состоятся в 2007 году. Кто бы ни был автор этих комбинаций, из замысла, который разворачивается перед нашим изумлённым взором, следует, что политика, как искусство, в будущем году будет под запретом, а на политической сцене выступит в лучшем случае театр, а в худшем — цирк.

На такие мысли наталкивает состав трупп, которые будут заявлены к представлению. Костяком и любимцем режиссёра является «Единая Россия», о которой уже принято писать как о покойнике — либо хорошо, либо никак. Ибо спешная консолидация вокруг региональной «Единой России» всех, начиная от крупного капитала и заканчивая мелким чиновничьим бесом, делает партию серьёзным противником. Из приобретений «Единой России» — недавнее присоединение Российской объединённой промышленной партии и ожидаемый альянс с Аграрной партией России.

Поскольку режиссура у нас фантазией не блещет, то главным противником «России единой» будет «Справедливая Россия», то есть «Родина» без Рогозина и Глазьева, «Партия жизни» и «Партия пенсионеров». В результате нам предстоит созерцать потрясающую картину: в непримиримой битве сойдутся два кармана одного пиджака. Так сказать, противоборство правого внутреннего кармана (где обычно держат кошелёк) с левым (куда некоторые прячут кукиш). Естественно, для полноты картины понадобится ещё один правый карман — наружный, который, очевидно, будет представлен какой-нибудь «Свободной Россией». Кстати, история со «Свободной Россией» достаточно поучительна: когда Ирина Хакамада (была такая женщина-политик несколько лет тому назад) только озвучила своё намерение объединить правых вокруг бренда «Свободная Россия», партия с таким названием немедленно была зарегистрирована — но уже другими лицами. Теперь это площадка для нового либерального прокремлёвского проекта, который должен вот-вот стартовать.

Наконец, буквально позавчера о своём намерении объединиться заявили ещё пять российских партий. Это Партия возрождения России, Народная и Социал-демократическая партии, а также «Патриоты России» и Партия социальной справедливости. Нужно заметить, что ни все три Геннадия — Селезнёв, Гудков и Семигин, — ни Алексей Подберёзкин и Владимир Кишенин на левом фланге репутации лидеров не снискали, а картонно-левые места в кремлёвском театре уже вроде бы заняты. Тем не менее наличие ещё одной левой партии для Кремля небесполезно, поскольку сужает возможности маневра для коммунистов.

В итоге мы получим на выборах такой театр, в котором, как пел известный кулинар Андрей Макаревич, «волк и заяц, тигры в клетке — все они марионетки в ловких и натруженных руках». Театральность действа будет подчёркивать новая редакция избирательного законодательства, в котором исчезнет порог явки и голосование «против всех», а также будут запрещены критические выступления во время избирательной кампании.

После того как участие избирателя в выборах станет насилием над здравым смыслом, можно будет спокойно выбрать новую Государственную Думу, которая будет выглядеть почти как настоящая, и любого из преемников (наверное, отпадёт необходимость даже представлять его избирателям). В этой картонной псевдополитической системе свой плюс: протестная активность будет неизбежно искать выхода, сначала она выплеснется в альтернативные контролируемым государством средства массовой информации, а потом и на улицы. Сначала нам будет интересно читать газеты, а потом — и выходить из дома. А рано или поздно мы узнаем о своей стране и её народе много нового — о чём всегда догадывались, но боялись спросить. Впрочем, что-то подобное мы уже проходили — примерно сто лет назад.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры