издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Было ваше - станет наше

Вокруг многострадального иркутского аэропорта не первый год происходят странные события. Вот и вчера очередной лайнер чуть не вписал новую страницу в мартиролог иркутских катастроф. Но сейчас мы поведём речь не о печальной авиационной статистике, а об интригах, которые крутятся вокруг иркутского аэропорта уже не первый год.

Все эти годы предприятием (а иркутский аэропорт — это федеральное государственное унитарное предприятие, то есть такое предприятие, которое находится в наиболее неудобной форме хозяйствования с точки зрения современной экономики) управлял Алексей Куликов. Почему неудобной? Потому, что имущество унитарного предприятия является неделимым, а сама организация даже является собственником своего имущества. С одной стороны, такая форма подразумевает контроль государства над своим имуществом, с другой — делает ФГУП абсолютно непривлекательным для инвесторов. Кто будет вкладывать деньги в предприятие, если их нельзя обеспечить имуществом?

Само же государство в иркутский аэропорт деньги вкладывать не спешило. Ещё с советских времён полагало Иркутск субузловым аэропортом, главное предназначение которого — доставлять пассажиропотоки к крупным аэропортам Новосибирска, Хабаровска и, разумеется, Москвы. К тому же всё время дебатировался вопрос о переносе аэропорта за пределы городской черты — так очередное «промежуточное» решение под лозунгом «зачем реконструировать, если будем переносить?» двадцать лет назад лишило иркутский аэропорт всяких перспектив на строительство новой полосы и получение нового навигационного оборудования.

Иркутяне, в свою очередь, не хотели оставаться заштатным аэропортом — и искали пути обхода ограничений, которые ставит перед иркутским аэропортом статус ФГУП. Одним из таких решений стал проект создания транспортно-логистического центра, что позволило бы зарабатывать деньги на транзите грузов. Другим ключиком к повышению статуса стало расширение объёма международных перевозок за счёт сотрудничества с туристическими компаниями. Я подозреваю, что Алексей Куликов занимался этой деятельностью не с целью абстрактной благотворительности, — но нельзя не признать, что он преуспел. Сегодня отремонтировано здание аэровокзала, пробито финансирование на реконструкцию полосы, разрешён прямой рейс в Мюнхен, растут прибыли… Аэропорт развивается, несмотря на мрачную славу города, в котором природа не благоволит к аппаратам тяжелее воздуха.

Кстати, при расследовании всех печальных происшествий к собственно аэропорту претензий неизменно не было, а значит, их не было и к его руководству. И вдруг — Федеральное агентство воздушного транспорта проводит конкурс на должность гендиректора ФГУП «Аэропорт Иркутск», в котором Алексей Куликов не только не участвует, но даже не уведомлен о его проведении! А побеждает на нём Константин Былинин, исполняющий обязанности гендиректора авиакомпании «Самара», входящей в альянс Air Union…

Не имея ничего против лично господина Былинина, могу лишь отметить, что авиакомпания «Самара» тесно связана с красноярскими авиамагнатами Абрамовичами, а отзывы о деятельности Air Union в Самаре поступают весьма и весьма противоречивые. Всё происходящее напоминает сценарий банального недружественного поглощения, за которым отчётливо просматривается желание прибрать к рукам прибыльный государственный актив.

Неожиданное решение ФАВТ застало врасплох даже губернатора Александра Тишанина, который был вынужден обратиться с недоуменным письмом к министру транспорта Игорю Левитину. Ответа он так и не получил. Чем же вызвано решительное наступление красноярских бизнесменов? Рискну предположить, что дальнейшим шагом будет внесение иркутского аэропорта в список объектов, подлежащих приватизации, — по известной схеме, когда государству остаётся навигация и полосы, а частникам — Air Union? — уйдёт отремонтированный аэровокзал и инфраструктура. Кроме того, не нужно забывать и то, что на первом этапе строительства нового аэропорта распорядителем средств также будет выступать ФГУП «Аэропорт Иркутск», что сулит хорошие дивиденды при «правильном» подходе. Естественно, интересы рядовых иркутян при этом будут учитываться в последнюю очередь…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры