издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Земную жизнь пройдя до середины»

Директор историко-мемориального музея декабристов Евгений Ячменёв свой 50-летний юбилей отмечал в доме Волконских. По традиции, сложившейся в этом доме со времён его основания, торжество было наполнено атмосферой искусства. Главным исполнителем водевиля «Пощёчина», сольной программы, составленной из произведений классической музыки, был сам Ячменёв, решивший показать гостям разнообразие своих талантов.

Поздравляя юбиляра, многие отмечали его организаторские способности, позволившие сделать музей декабристов местом притяжения не только для иркутян, но и для многочисленных гостей нашего города. В старинные дома, ставшие музеями, вернулось гостеприимство, какими они славились во времена пребывания в них хозяев, особенно хозяек — Екатерины Трубецкой и Марии Волконской.

Музею декабристов Евгений Ячменёв служит около четверти века. Работать начал в канун завершения реставрации дома Волконских. Помнит, как доставал оборудование для телефонизации здания, как после спешного открытия дом вновь закрыли, чтобы снять с крыши наносы земли, утяжелявшей его проседающий фундамент. Открывался музей без надлежащей противопожарной и сторожевой охраны. Ячменёву первое время приходилось ночевать в нём прямо на полу. Помнит, как проснулся однажды от пристального взгляда: на него смотрела крыса, чувствовавшая себя хозяйкой нежилого помещения.

Выстояв тяжёлый период реставрации музея, Ячменёв наконец смог уйти в отпуск. Решил махнуть в Париж. Остановился у друзей. Они с изумлением смотрели на русского, который ложился спать в десять часов вечера и просыпался в одиннадцать утра. Отсыпался за все бессонные ночи, проведённые на вахтенной службе в доме Волконских.

В той поездке, длившейся полтора месяца, он посмотрел все достопримечательности Парижа, засиживался в музыкальном отделе Национальной библиотеки, встречался с представителями первой волны русской эмиграции. Рассказы этих очень пожилых людей были удивительны. Многие из них думали, что революция в России ненадолго и они скоро смогут вернуться домой. В дорогу брали только дорогие сердцу вещи. Были и курьёзы. Например, одна почтенная дама, взяв в Париж портреты членов своей семьи, не пожелала брать портрет Александра I кисти знаменитого английского художника. Ей говорили: «Эту работу вы сможете продать за хорошие деньги». Она отвечала: «Нет. Он не член нашей семьи». Когда Ячменёв в следующий раз приехал в Париж, многих он уже не застал в живых и поклониться могилам ездил на русское кладбище Сен-Женевьев де Буа.

Помнит себя Евгений Ячменёв с момента, когда матушка Любовь Григорьевна водила его за ручку в детский садик, расположенный рядом с краеведческим музеем. Места, куда притягивало его детское любопытство, сплошь состояли из старинных домов, не уступающих по архитектуре лучшим творениям мастеров российского зодчества.

Во Дворце пионеров он занимался в студии «Юность», которой руководил заместитель директора по науке областного краеведческого музея Алексей Худяков. И, возрождая традиции домашнего театра Волконских, ставить спектакли в нём он пригласил Худякова. С театром «Юность» Ячменёв более десятка лет играет водевиль Лабиша «Пощёчина», подражая французскому актёру Луи де Фюнесу. Делает он это, наверное, бессознательно, но очень искусно. Доигрался до того, что начал сниматься в фильмах Натальи Бондарчук, занят в спектакле академического драматического театра имени Охлопкова «Наш господин Чичиков» по «Мёртвым душам» Гоголя.

Евгений Александрович — выпускник музыкального факультета педагогического института. Поработав немного аккомпаниатором в родном Дворце пионеров, он ушёл в армию. Служил в оркестре ИВАТУ, где играл на маленькой флейте. Правда, сначала ему поручили тромбон, но солдат извлекал из него такие душераздирающие звуки, что не выдерживали ни музыканты, ни дирижёр.

Засунув флейту в рукав, он становился в строй по команде сержанта Николая Дубакова (сегодня заслуженный артист, актёр академического театра). Однажды сержант скомандовал оркестру «Становись» и под звуки музыки направил его к воротам, чтобы выйти из них в самоволку. Фокус мог бы удасться, если бы в это время не подъехал начальник училища: «Это что такое? Оркестр, куда?» — грозно спросил он. Музыканты мгновенно рассыпались по растущим рядом кустам. Позднее, распекая одного из курсантов, начальник училища говорил: «Вы бы у музыкантов учились, они даже в самоволку строем ходят».

Когда солдату Ячменёву давали заслуженную увольнительную, он прямиком бежал в музей Трубецких, где подружился с научными сотрудниками, с заведующей Ниной Степановной Струк, которую считает своим музейным наставником. Первую экскурсию провёл переполненный эмоциями, стремлением рассказать обо всём, что знает. Завершая рассказ о декабристах, сел за фисгармонию, сыграл Баха, потом спросил: «Понравилось?». Девушка, ради которой и старался Евгений, ответила: «Очень интересно, только я ничего не поняла…». Для Ячменёва это был урок: эмоции надо сдерживать, научному подходу к делу они только мешают.

Евгений Александрович серьёзно увлёкся историей музыкальной культуры Восточной Сибири, ходил в областной архив, работал со старинными документами. Там, в архиве, он встретился с историком, ведущим декабристоведом Семёном Фёдоровичем Ковалем. Разговорились, тот предложил Ячменёву работу лаборанта на кафедре истории СССР в Иркутском государственном университете. Позднее начинающий специалист поступил учиться на исторический факультет. Сдавал экзамены своим коллегам по работе так, словно он не студент-первокурсник, а аспирант, защищающий научную работу. Университет он окончил с отличием. «Чем и горжусь», — добавляет Ячменёв.

И вообще Евгений Александрович — отличник по жизни, очень работоспособный человек, упорно продвигающийся к поставленной цели. Но он и баловень судьбы. Промахи, которые другому бы не сошли с рук, ему прощают. Ячменёв сосредоточил в себе обаяние, которое действует на чиновников всех рангов в любые времена. Но главное его обаяние распространяется на посетителей музея, особенно французов, общение с которыми он ведёт на их родном языке.

Об Иркутском мемориальном музее декабристов сегодня знают далеко за пределами нашего города. «Декабристам» есть о чём рассказать: об издании двадцати пяти томов серии «Полярная звезда», о научных конференциях, которые собирают историков всей России, фестивалях «Декабристские вечера», ставших для любителей изящной словесности и музыки ежегодным праздником классического искусства.

Евгений Александрович говорит: «То, что сегодня составляет гордость музея декабристов, произошло благодаря труду наших сотрудников, которых с полным основанием можно назвать коллективом единомышленников. Заведующая отделом Волконских Яна Шевченко, заведующий домом Трубецких Игорь Пашко, заместитель по научной работе Тамара Перцева, заведующая концертным отделом Ольга Розова, заведующий хозяйством Николай Мелешкин, главный хранитель Андрей Изотченко…». На этом месте Ячменёва пришлось остановить, потому что он намеревался перечислять всех, включая конюхов.

Впрочем, конюхи здесь на почётном месте. Помещение конюшен было отреставрировано давно, их показывали посетителям, рассказывая, каких знатных коней разводил князь Волконский. С 1993 года конюшня стала действовать, но у музея не было своих коней. Однажды у церкви напротив невесть откуда появились две лошадки. Они мирно паслись возле усадьбы, поглядывая на людей, выходивших со двора. Когда их привели в музейную конюшню, они зашли так, будто и жили в ней. Ещё двух лошадей держат в усадьбе для экстерьера супруги Тихомировы, занимающиеся иппотерапией — лечением больных детей верховой ездой.

Е

вгений Ячменёв, занимаясь научной работой, долго не мог собраться, чтобы подтвердить накопленные знания учёной степенью. Наконец, он написал диссертацию, которую защитил в Санкт-Петербургском государственном университете, став кандидатом культурологических наук. Окрылённый поддержкой своего научного руководителя, директора Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского, Евгений Александрович тут же взялся за новую работу, которая приблизит его к степени доктора наук.

Ячменёв стремителен, он успевает достичь крупных успехов в разных областях человеческой деятельности. Его часто спрашивают, есть ли у него хобби, он отвечает: музыка. Впрочем, сольное пение, игра на рояле фирмы Лихтенталь, принадлежавшем Марии Николаевне Волконской, для него не хобби — это занятие, которым он владеет профессионально. «Когда устаю от книг, я обращаюсь к музыке, она становится для меня источником отдохновения, моментом слияния с искусством».

На своём юбилейном вечере Ячменёв с друзьями-музыкантами — солистом филармонии, заслуженным артистом России Юрием Кузьминым, лауреатом международного конкурса, пианистом Михаилом Покровским и его коллегой Юрием Исаевым, солистками-вокалистами Галиной Григорьевой и Ириной Сараевой — исполнял произведения Глинки, Чайковского, Доницетти, Верди, Шостаковича, пел романсы и дуэты. Он делился с друзьями, которые пришли его поздравить, щедростью своей души, талантом, которым наделила его природа.

Евгению Александровичу дарили подарки, среди которых и автобус для музея. Начальник департамента по культуре и архивам Вера Кутищева говорила, что преподнесён он для того, чтобы сотрудники музея могли ездить на нём по местам декабристов, объединённым сегодня в «Декабристское кольцо Восточной Сибири». В личное пользование супруги Тихомировы подарили Евгению Александровичу жеребёнка, который будет расти в Грановщине. Опыт верховой езды у Ячменёва такой, что он может посоревноваться с любым наездником. Заведующая усадьбой Сукачёвых Нина Струк преподнесла юбиляру очаровательного щенка — девочку тут же назвали Кнопа. Когда она повзрослеет, будет охранять усадьбу.

Неуёмную энергию Евгения Ячменёва наверняка подпитывает космос. В просторах Вселенной его душа общается с душами декабристов, и этим ответным откликом он щедро делится с нами.

НА СНИМКЕ: за роялем юбиляр Евгений Ячменёв

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры