издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бред или вред?

  • Автор: Сергей КОЛЕСНИКОВ, заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы РФ, академик РАМН

После появления в Интернете накануне годичного собрания РАН модели будущего устава государственной Академии наук дискуссия о целесообразности реформирования высшего органа российской науки вспыхнула с новой силой.

С одной стороны, проектом закона сделан шаг вперёд в плане расширения полномочий Академии наук: в своих внутренних хозяйственных она останется самостоятельной. Но, с другой стороны, проект нового закона предусматривает создание надзорного органа — наблюдательного совета за всей деятельностью РАН в составе шестерых членов. Три чиновника от власти и три учёных от академии. Идея такова: вы там «самоуправляйтесь», но делать вам будет позволено ровно столько, сколько разрешат чиновники. В конечном счёте наблюдательный совет должен будет всё определять: и перечень имущества, и перечень земельных участков, и перечень учреждений, которые сохранятся в составе академии. Между тем в ныне действующем законе чётко прописаны права Большой академии, гарантирующие её самостоятельность.

Финансирование государственных академий у нас крайне недостаточное. Если говорить о Германии, которая имеет сравнимый с нами экономический потенциал, то там бюджетная поддержка академической науки примерно в два раза выше. Все страны, входящие в Евросоюз, изыскивают возможности достойно финансировать фундаментальные исследования своих учёных.

Мы прекрасно знаем, что именно в академических институтах делается наука завтрашнего дня. Бюджетным кодексом, который внесён сейчас в Госдуму правительством, прописано: учёные не только развивают в своём академическом секторе сферу фундаментальных знаний, но и передают наработанные ими технологии в реальную экономику. Иными словами, мы имеем право заключать договоры, зарабатывать деньги, работать с промышленными предприятиями. Но вот о доходах от связи науки с производством учёным нужно забыть: Минфин требует, чтобы они полностью поступали в бюджет. Так о каком укреплении и развитии фундаментальной науки можно говорить, если при том скудном финансировании, которое поступает от государства, мы лишены теперь возможности тратить на нужды науки честно заработанные деньги? Идущие реформы науки — это бред или вред? Спрашивается, как дальше работать академическим институтам? Они перейдут в статус государственных автономных учреждений, и за этим переходом последует полнейшая финансовая неопределённость…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры