издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Владимир Якубовский: У городского бюджета социальная ориентация

Кавалер ордена Дружбы народов, заслуженный строитель Российской Федерации, почётный гражданин Иркутской области, дипломант конкурса «Лучший государственный менеджер России» в номинации «За эффективное управление и достижение лучших социально-экономических показателей развития города Российской Федерации», градоначальник Иркутска Владимир Викторович Якубовский отметил в марте своё 55-летие.

Как все цельные натуры, он привык к предельной ясности в своих мыслях и поступках, считая это свойством, сутью мужского характера. Именно такое представление о лучших человеческих качествах ему внушили родители.

— Никогда, Володя, не суетись, — говорил, бывало, отец. — В жизни самое главное — не сбиться с выбранного маршрута.

Выдержал ли он свой жизненный маршрут, не отклонился ли от цели? Смотря что понимать под ним — только внешнее выражение в роде его занятий, профессии или суть отношения человека к этим занятиям. Конечно, второе важнее. И если жизнь, место Якубовского мы станем мерить именно с этих позиций, то вопрос отпадает сам собой. Не изменил. Искал мужского дела, занятия по душе и нашёл его.

Его карьера — из сотен других. Школа, Иркутский институт народного хозяйства, работа на стройках областного центра. Трудился, как и учился, в охотку, жадно. За десять лет прошёл путь от мастера до начальника строительного управления. Критерии роста в строительстве были чёткие: нужен конкретный результат. И люди тут поднимались по служебной лестнице благодаря не гладкости анкеты, а реальным достижениям — уму, работоспособности, порядочности.

Стройка закалила и укрепила его так, что в дальнейшем он покатил по жизненному маршруту, что называется, не тормозя, прибавляя в мастерстве, скорости, образовании. В 1985-м заканчивает факультет организаторов строительного производства Московского ордена Трудового Красного Знамени института управления им. Орджоникидзе, работает инструктором, а затем и заведующим строительным отделом горкома партии, заместителем председателя исполкома городского Совета народных депутатов, первым заместителем главы администрации Иркутска, председателем комитета по строительству, архитектуре и ЖКХ. Стоял у истоков создания, а затем и возглавил городское отделение Управления федерального казначейства Минфина России. В 97-м избирается мэром Иркутска, в 2001-м переизбран на второй срок, а в октябре 2005-го и на третий. А ещё два созыва избирается депутатом Законодательного собрания.

Его приход в политику не был случайностью, результатом удачного совпадения обстоятельств, которые порой возносили наверх людей, совершенно этого не заслуживающих. В отличие от многих он не амбициозен, карьера как таковая не является для него целью и смыслом жизни. Технократ и экономист, он во всём ищет прежде всего системный подход, идёт ли речь об экономических или социальных аспектах. Вот тут, вероятно, и кроется ответ на вопрос, почему такой профессиональный человек зачастую не в ладах с вышестоящим начальством: он слишком основательно подходит к решению любой ответственной задачи, слишком глубоко «копает».

— Мне дорог мой город. Я люблю его и искренне считаю самим лучшим городом на земле. Поэтому мне не безразлична его судьба. Я приложу все усилия, чтобы оправдать ваше доверие и чтобы вам не пришлось сожалеть, что вы избрали меня своим мэром, — сказал он после переизбрания.

Вросший своими корнями в иркутскую землю, Владимир Якубовский доказал делами верность интересам города на Ангаре, его жителям. При его непосредственном участии в Иркутске развивались строительство и транспорт, строили и ремонтировали школы, детские сады, жильё, мосты и дороги. Только в прошлом году на реализацию программы благоустройства было выделено и освоено более полумиллиарда рублей. Большая часть этих средств была потрачена на ремонт фасадов, улиц и дорог.

Работу по облагораживанию внешнего вида города по достоинству оценили как специалисты, так и сами горожане. Многие уверены и надеются, что у этих добрых дел будет продолжение. Оно, это продолжение, — в бюджете и программах администрации, которые подкупают своей чёткостью и приземлённостью. О том, как они выполняются, пойдёт речь в беседе нашего корреспондента с мэром Владимиром Якубовским.

— Владимир Викторович, как бы вы оценили итоги прошедшего года?

— Приоритетными направлениями в развитии Иркутска были и остаются благоустройство города, строительство жилья и развитие социальной инфраструктуры. После обнародования национального проекта «Доступное жильё» строительная программа Иркутска увеличилась в 2,2 раза. В прошлом году МУП «УКС города Иркутска» освоено капитальных вложений более 1762,6 млн. руб., из них по бюджетным объектам — 882,9 млн. руб., в том числе на капитальный ремонт — 106,1 млн. руб., и 817,3 млн. руб. — долевое строительство жилья. В 2004 году управление капитального строительства ввело в эксплуатацию 15 тыс. кв. м общей площади квартир, в 2005 году — 33,67 тыс. кв. м, в 2006 г. — 28,66 тыс. кв. м. В 2006 году построены и заселены две блок-секции в Академгородке, три в Ново-Ленино, три на улице Поленова и две в м/р Юбилейный. Сегодня из вводимого в Иркутске жилья (212,1 тыс. кв. м) без малого 13,5% приходится на МУП «УКС города Иркутска».

Более активно взялись за переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Программа начала действовать в 2005 году. Изначально на её реализацию было выделено 50 млн. руб. В 2006 году — 154 млн. 800 тыс. руб., сумма, в три раза превышающая первоначальную. И эта динамика увеличения средств сохраняется: в 2007 году на реализацию программы «Переселение из ветхого и аварийного жилья» выделено 272 млн. руб.

В рамках реализации федеральной программы «Жилище» в прошлом году 108 молодых семей были обеспечены квартирами в б/с № 2-1, 2-2 в м/р Ново-Ленино, заключено 110 плановых договоров долевого участия в строительстве жилья.

Мы продолжаем активный поиск вариантов, ведущих к наращиванию ввода, снижению себестоимости квадратного метра. Для этого привлекаются различные проектные и подрядные организации, применяются нетрадиционные решения, позволяющие сокращать сроки строительства. Для отделки фасадов, утепления наружных стен используем новые материалы местного производства, внедряем новые серии массовой застройки (1-120), позволяющие строить доступное жильё в короткие сроки и с максимально потребительским качеством. Однако не всё так просто, слишком много преград на нашем пути.

— В нынешнем году доходы городского бюджета составляют более 7 млрд. рублей, или на 1 млрд. руб. больше прошлогоднего. Предусматривается также солидная (1,5 млрд. руб.) финансовая помощь из областного бюджета. На что будут потрачены эти средства?

— Основные направления в работе администрации остаются прежними — решение социальных задач и благоустройство города. Почти 60% бюджета планируется направить на содержание муниципальной сферы здравоохранения, образования, культуры и спорта, 32% — на городское обустройство. Среди первоочередных расходов — социальная поддержка населения: приобретение медикаментов, продуктов питания для бюджетных учреждений, выплаты на питание учащимся из малообеспеченных семей, денежные выплаты на проезд в муниципальном общественном транспорте пенсионерам и учащимся, мероприятия по подготовке к зиме и другие.

В рамках реализации национального проекта «Здоровье» город приобрёл машины для службы скорой медицинской помощи, аппараты УЗИ и рентгеноборудование для поликлиник, значительно, до 11 тысяч рублей, выросла зарплата работников здравоохранения.

В этом году более 2 млрд. руб. из бюджета направлено на строительство жилья, капремонт и снос ветхого и аварийного жилья. За счёт городского бюджета будет построено 45 тыс. кв. м жилья. Социальное жильё возводится на четырёх площадках Свердловского и Ленинского округов. По программе «Молодым семьям — доступное жильё» предполагается израсходовать 33 млн. руб., на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья — 228 млн. руб.

В 2007 году более 736,0 млн. руб. направлено из бюджета города на капитальное строительство и реконструкцию объектов образования, здравоохранения и культуры. На эти средства будут введены в эксплуатацию три общеобразовательных учреждения, один детский сад, детская поликлиника в Свердловском районе. Почти 22,5 млн. руб. уйдёт на реконструкцию панельного жилого дома старой постройки и проектирование двух общежитий для бюджетников. Продолжается строительство крупных микрорайонов по ул. Бородина, Поленова, в Ново-Ленино. В целом на этих площадках будет возведено более 300 тыс. кв. м жилья.

— Министр регионального развития Владимир Яковлев в ходе Всероссийского совещания по реализации нацпроекта «Доступное жильё» отметил, что ввод жилья в Иркутской области составил 0,1 кв. м на человека при населении 2,39 млн. жителей. По итогам года область ввела 330 тыс. кв. м, или 62,5 % от планируемого. Сколько в этих процентах иркутских квартир?

— В Иркутске введено 212 тыс. кв. м. Считаем, что этого недостаточно, чтобы успокаиваться. Сдерживают темпы строительства необеспеченность земельных участков инженерной инфраструктурой, дефицит материалов и градостроительной документации. Как увеличивать объёмы, если даже проектируемое жильё не подтверждено мощностями по электроэнергии, теплу, водоканализации? Считаю также, что нам следует вернуться к возрождению индустриального домостроения, иначе сложно будет выйти на 250 — 300 тысяч.

На рынок нужно влиять его же инструментом — ценами. Значит, основной заботой в деятельности администрации и подрядчиков должно быть снижение стоимости строительства, что достигается лишь изобилием квартир. Значит, нужно, чтобы предложений и спроса было больше. А чтобы больше строить, надо, чтобы на площадке появилось больше игроков. Вот на это и нацелены наши программы. В 2007 году мы планируем выйти на 230-250 тыс. кв. м.

— На 2006 — 2010 годы принята программа по развитию инженерной инфраструктуры. Чем это вызвано и чего ожидать городу и горожанам от её реализации?

— Инженерная инфраструктура — одно из слабейших мест в развитии города. Зачастую именно отсутствие инженерных коммуникаций тормозит возведение новых микрорайонов. Чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки, разработана программа развития инженерной инфраструктуры на ближайшую пятилетку. Общая сумма на её реализацию составляет около 4 млрд. руб.

На строительство объектов инженерной инфраструктуры в 2007 году город намерен увеличить финансирование в 2 раза — до 225 млн. руб. Они уйдут на подготовку площадок под комплексную застройку Ново-Ленино, Поленова и Захарова — Бородина. Кроме того, выполнены работы по проектированию водовода Д-500 мм по ул. Байкальской, подготовлена проектно-сметная документация на строительство канализационных коллекторов на ул. Седова и в микрорайоне Ново-Ленино. Начаты работы по обеспечению канализования микрорайона Парковый, улиц Трактовой, Олега Кошевого, Военного городка, пос. Кирова, водоводов по ул. Байкальской, в 7-м микрорайоне Ново-Ленино. На строительство первой очереди водовода от ВНС «Нестерова» до м/р Топкинский выделено 16 млн. рублей. Идёт разработка проектной документации на прокладку теплосети, которая должна закольцевать ТЭЦ-10 с Ново-Иркутской, что обеспечит надёжное теплоснабжение города. Кроме того, в следующем году планируется ввести в эксплуатацию канализационные сети в Ново-Ленино. А ещё ведём переговоры с Иркутскэнерго о строительстве нескольких городских подстанций.

— Акционерные управляющие компании — это что-то новое в системе обслуживания жилого фонда. Кстати, это новшество далеко не все одобряют. Почему именно на них остановилась администрация?

— Новый Жилищный кодекс поставил перед жителями непростой вопрос: как распорядиться своим жильём? Выбрать непосредственное управление, организовать ТСЖ или довериться управляющей компании? На данный момент только треть собственников определилась с формой управления. В прошлом году администрацией Иркутска было принято решение о создании четырёх управлений жилищно-коммунальными системами: Северного, Южного, Западного и Восточного. Все они являются открытыми акционерными обществами со 100-процентным муниципальным капиталом. Их задача — обеспечить качественное содержание многоквартирных жилых домов.

Хочу отметить, что из-за отсутствия соответствующего федерального закона мэрия не может отвечать за деятельность частных управляющих компаний, которых на рынке появилось достаточно много. А вот за качеством работы муниципальных управлений жилищно-коммунальными системами администрация Иркутска ведёт жёсткий контроль.

Особенность этих организаций в том, что они работают при любом способе управления многоквартирным домом: при непосредственном управлении они могут работать по доверенности от имени собственников, при ТСЖ — как по доверенности от имени ТСЖ, так и по привлечению подрядных организаций для содержания и ремонта жилья. И при третьем способе выступают как управляющая организация.

По-прежнему острой остаётся проблема капитального ремонта жилых домов. В текущем году администрацией Иркутска на эти цели будет выделено более 500 млн. рублей. Запланировано отремонтировать дома, относящиеся к муниципальному жилищному фонду. Кроме того, часть этих средств будет оставлена на случай непредвиденных аварийных ситуаций. Хочу отметить, что в связи с изменениями в жилищном законодательстве изменился и подход к проведению капремонта: сегодня действует принцип подомового учёта, и на дом тратится ровно столько, сколько платят жильцы. Исключение — только дома с износом более 60 процентов. В этом случае уже действует городская программа по содержанию ветхого и аварийного жилья.

И ещё. Всем известно, что Госдума и правительство РФ продлили срок, чтобы определиться с выбором управления многоквартирными домами, до 1 января 2008 года. Но не нужно медлить и ждать этой даты, ведь наше жильё нуждается в постоянной заботе.

— В 2000 году постановлением мэра и решением городской Думы было согласовано задание на разработку генплана. Насколько актуальным будет этот документ, утверждённый не в 2005 году, как первоначально планировалось, а в 2007-м? В чём особенности нового ген-плана?

— Да, разработка генплана началась в 2001 году. Тогда мы и его разработчики верили, что через 2-3 года все работы по нему будут закончены. Однако в связи с тем, что Иркутск носит статус областного центра, Госэкспертиза добавила в документ несколько новых глав, в том числе по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охранным зонам. На данный момент основные главы проекта готовы и находятся на рассмотрении работников администрации. Затем он отправится на Главгосэкспертизу. Параллельно пройдут публичные слушания, обсуждения на общегородской конференции. После заключения экспертизы он поступит в городскую Думу.

Новый градостроительный документ даст возможность Иркутску жить и развиваться по-новому. К примеру, в документе зафиксировано, что основным источником теплоснабжения Иркутска в будущем видится ангарская ТЭЦ-10. На участке между улицами Энгельса, Тимирязева, Декабрьских событий будет организована зона охраны памятников истории и культуры, здесь будут собраны все уникальные деревянные дома. Вместе с тем будут также сохранены целые исторические улицы, к примеру улица Грязнова.

Во всех наших проектах предусмотрено озеленение и благо-устройство территорий, включающее сооружение детских площадок, зон отдыха для взрослых, подземных крытых автомобильных стоянок. В областном центре появятся новые светофоры и подземные переходы, уже нынче приступаем к реконструкции и расширению улиц Байкальской, Депутатской, Лермонтова, в Свердловском и Октябрьском районах появятся роликодромы…

В рамках генплана также предусматриваются незначительные изменения городских границ. Так, от Иркутска отделяется территория пос. Плишкино, включается территория на втором Чертугеевском полуострове, земли, занимаемые Ново-Иркутской ТЭЦ. В результате площадь города сократится с 29 до 27,7 тысячи гектаров.

[dme:cats/]

Документ сделан максимально конкретным и реальным. Мы видим его реализацию не столько силами бюджета, сколько через инвестиционные фонды, муниципально-частное партнёрство. Готовы участвовать во всех программах, разрабатываемых для повышения доступности жилья, продолжать тесное сотрудничество с подрядчиками, банками и страховыми компаниями.

Хотелось бы отметить, что 2015 год является крайним сроком корректировки генплана. Хотя эта процедура может начаться и раньше в случае серьёзных градостроительных изменений. В частности, строительства нового аэропорта или создания агломерации. В случае объединения трёх муниципальных образований — Ангарска, Иркутска и Шелехова — в их генеральные планы придётся вносить изменения. Как говорится, поживём — увидим.

Беседовал Александр АНТОНЕНКО, «Восточно-Сибирская правда»

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры