издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Охранная грамота

Уникальные природные зоны региона встроили в схему

На этой неделе в Законодательное собрание региона поступил проект закона «Об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) Иркутской области». Документ должен дать «зелёный свет» схеме охраняемых территорий, созданной учёными Института географии (ИГ) СО РАН. Между тем эта схема вызывает споры в научной среде. Не все учёные согласны с членением территорий, в частности — с тем, что Прибайкальский национальный парк предложено разделить на несколько самостоятельных участков.

Первые попытки создать региональное законодательство об особо охраняемых территориях Иркутской области были предприняты около десяти лет назад. В России произошла реорганизация охотничьего хозяйства, и ООПТ фактически остались охраняемыми «на бумаге». Во-первых, потому что часть из них, например отдельные природные заказники, перешли под контроль регионов, а у тех, которые обязана охранять федерация, не было чётких границ. В Томской области закон об ООПТ работает уже 9 лет. Иркутские власти вплотную занялись уголками природы только в 2006 году и обещают, что до конца первого квартала закон будет принят.

Работа разделена на два основных блока — сам закон и так называемая «схема развития и размещения ООПТ». Законопроектом занимается департамент по охране окружающей среды администрации губернатора совместно с Институтом регионального законодательства и правовой информации. Схемой — Институт географии СО РАН по госзаказу областной администрации. Ядро закона — перечень и виды особо охраняемых территорий Иркутской области, порядок их выделения и использования. Пока не будет принят закон, границы, обозначенные в схеме, не имеют легитимности.

Сегодня особо охраняемые территории занимают только 3,6% от общей площади области, рассказал «Конкуренту» заместитель директора ИГ СО РАН Виктор Плюснин. К примеру, в Красноярском крае эта цифра — 5,6%, а в Якутии — 28%. Как сообщил нашему корреспонденту один из разработчиков схемы, научный сотрудник ИГ СО РАН, учёные предлагают увеличить площадь ныне охраняемых территорий Иркутской области почти в два раза и создать несколько новых.

Федеральный законодатель дал право субъектам создавать собственные типы территорий помимо тех, что обозначены в российском законе об ООПТ, — региональные и муниципальные. В Иркутской области, по мнению учёных, должны появиться два новых природных парка областного значения — в Ангарском районе на реке Китой и в Эхирит-Булагатском районе УОБАО («Красный яр»), новые заказники и так называемые «рекреационные территории». Заповедник или природный парк должен появиться на границе Катангского района и Красноярского края в местах, где кочуют эвенки. Географы предлагают создать заповедник регионального значения и в Тофаларии (Нижнеудинский район).

Самый сложный вопрос — статус заказников. Заместитель директора департамента охраны окружающей среды и природопользования Иркутской области Нина Абаринова рассказала, что сегодня в Иркутской области существует 12 заказников областного значения. Срок действия статуса у четырёх истекает в 2007 году, ещё у четырёх — в следующем. Между тем в структуре областной администрации до сих пор нет специального органа, который бы занимался этими территориями. По мнению чиновника, в регионе должна быть создана дирекция по управлению ООПТ, а средства на управление заказниками могут быть найдены за счёт лицензионных охотничьих сборов (в прошлом году в областной бюджет поступило 5,3 млн. рублей в виде этих платежей. — «Конкурент»). Географы предлагают создать заказники в верховьях реки Уда (Нижнеудинский район, местообитание сибирского козерога, снежного барса, красного волка) и на Тунгуске (Катангский район).

«Мы говорим о воссоздании заказников, а между тем весь мир переходит на организацию национальных парков, которые являются одновременно и охраняемыми территориями, и культурно-образовательными центрами», — отметил профессор, научный сотрудник ИГУ Пётр Наумов.

Эксперты сходятся во мнении, что схема, предложенная Институтом географии, нуждается в доработке. В особенности это касается существования Прибайкальского национального парка (ПНП). Узкая полоса в 470 км вдоль западного побережья Байкала имеет статус ООПТ федерального уровня около 20 лет, но до сих пор у неё нет границ. Не менее 112 тыс. га — это сельскохозяйственные земли, включённые в ПНП без изъятия из хозяйственного пользования. Когда парк создавался, на этой территории располагались один колхоз и три совхоза, теперь — 40 населённых пунктов. «В Ольхонском районе 58 туристических баз созданы на землях бывших сельхозугодий без согласования с парком, — сказал начальник отдела особо охраняемых парковых территорий Рос-природнадзора Ирутской области Владимир Чехов. — Нужно хотя бы часть из 112 тыс. га перевести в иной статус».

Предлагаются три новые схемы деления территории ПНП. По первой парк разделяется на три самостоятельные части: Приольхонье и Ольхон, порт Байкал — Култук и Приморский хребет. По второй территория парка остаётся единой, но в ней изымаются под хозяйственную деятельность земли населённых пунктов. По третьему варианту на месте ПНП создаётся сеть локальных охраняемых объектов, объединённых в пять подзон. «Разделение парка приведёт к нарушению целостности природных ландшафтов», — отмечает сопредседатель «Байкальской экологической волны» Марина Рихванова. «Под отдельные участки нужно создавать свои собственные дирекции, — говорит начальник отдела экопросвещения Байкало-Ленского заповедника Виктор Степаненко. — Достаточно же просто увеличить штат егерей, и проблема охраны будет решена».

Как сообщила Нина Абаринова, если порядок принятия закона известен, то по схеме пока нет ясности. Возможно, она будет утверждена документом исполнительного органа власти или же Заксобранием. Валерий Лямкин уверен, что схема получит правовое оформление до конца первого полугодия. Он сообщил, что вторым этапом станет разработка регионального закона о Красной книге.

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

[ title=» Иркутская область может потерять Тофаларский заказник» pos=»abs» width=»100%»]
Заказник «Тофаларский» может перейти под управление Саяно-Шушенского заповедника (Красноярский край), если власти Иркутской области в ближайшее время не примут решение о балансовой принадлежности этого объекта. Формально заказник имеет статус федерального, однако кто должен управлять им, неизвестно. В СССР существовал крупнейший в стране заповедник «Саянский», который располагался на территории Иркутской области и Красноярского края. Полвека назад он исчез. В 70-х годах в Красноярском крае появился Саяно-Шушенский заповедник, а в Иркутской области — госзаказник «Тофаларский». В 90-е годы он был подчинён региональному охотхозяйству, но с упразднением охранных функций последнего выпал из правового поля.

Власти Приангарья в 2006 году направили в Росприроднадзор предложение о передаче этого заказника в ведение федерации, но получили отказ. Со стороны Иркутской области в Тофаларию можно попасть в основном воздушным транспортом, а вот охотники Красноярского края легко приходят туда таёжными тропами и промышляют в нём. Если статус объекта будет прописан в региональном законе «Об особо охраняемых природных территориях Иркутской области», то у Тофаларского заказника появится шанс остаться в подчинении региона.

ЮЛИЯ ПЕРЕЛОМОВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры