издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Всё идёт по плану

Иркутские власти знают, как будет развиваться областной центр до 2020 года

Вчера на Думе Иркутска был подведён итог шестилетней работы по созданию генерального плана города. К 2020 году в областном центре должна появиться скоростная кольцевая магистраль, аэропорт будет перенесён за пределы городской черты, культурно-исторический центр станет пешеходным, жилищный фонд увеличится до 16 млн. кв.м. Впрочем, как утверждают городские чиновники, генплан – документ концептуальный и дальнейшее развитие города зависит от программ, которые будут созданы на его базе.

Как сообщил главный архитектор Иркутска Евгений Третьяков, генплан разрабатывался с 2001 по 2007 год. На его разработку городские власти потратили 14 млн. рублей. На первом этапе была создана концепция градостроительного развития, а уже на её базе – утверждены градостроительные нормы генерального плана. В итоге только пояснительная записка к документу уместилась в пяти томах.

Специалистами ОАО «Иркутскгражданпроект» были созданы карты различного масштаба, которые сопровождаются информационными справками об особо охраняемых культурно-исторических зонах Иркутска, транспортной схеме, схеме жилых территорий, природных ландшафтов и охраняемых зон, инженерной инфраструктуре, энергетическом обеспечении города. На основе целого ряда локальных данных и схем «Иркутск-гражданпроект» сверстал основной чертёж генерального плана Иркутска, который объединил комплексные исследования современного состояния и перспектив развития города. По словам главного архитектора проекта Вадима Снежко-Блоцкого, в концепции генерального плана были изменены границы городской черты в связи с новыми подсчётами численности населения и градостроительными нормами. По данным генплана, общая территория Иркутска составит 27,7 тыс. га, ранее фигурировала цифра в 29,9 тыс. га, сокращение произошло за счёт сжатия лесной пригородной зоны.

Власти полагают, что основные задачи развития до 2020 года – жилищное строительство и модернизация транспортной инфраструктуры. Сегодня в Иркутске проживают 578 тыс. человек, общая площадь жилого фонда — 11,2 млн. га, на одного человека в среднем приходится около 19,4 кв.м. К 2020 году численность жителей возрастёт до 620 тыс. человек, суммарная площадь жилого фонда составит 19,4 млн. кв.м, на одного человека будет приходиться около 26 кв.м.

Через 13 лет в Правобережном округе должно быть построено 614 тыс. кв.м жилья, при этом снос ветхой и аварийной застройки составит 165,9 тыс. кв.м. В Ленинском округе будет возведено около 1 млн. кв.м, снос – 114,5 тыс. кв.м. Лидером по количеству новостроек станет Свердловский округ, так как здесь довольно хорошо развита инфраструктурная сеть, отметил Снежко-Блоцкий. Здесь планируется ввести около 2,1 млн. кв.м жилья, а снесено будет только 211,4 тыс. кв.м. Основные площадки для застройки — полуостров Чертугеевский, Студгородок, микрорайоны №6-8 Ново-Ленино, площадка по улицам Сурнова, Рабочего штаба.

Основная задача городских властей в центральной части города – создание современного делового центра при сохранении исторического архитектурного ансамбля. Поэтому здесь планируется уплотнение застройки, вынос промышленных предприятий и оптовых рынков и постройка офисных зданий. Важное новшество – строительство двух транспортных колец, большого и малого. Большое будет проходить по улицам Декабрьских событий, Степана Разина, Ленина, Софьи Перовской, Нижней и Цесовской набережной. Малое – по улицам Желябова, Дзержинского, Карла Либкнехта. По малому кольцу будут курсировать специальные малогабаритные автобусы. Общественный транспорт останется в старой схеме. А вот частникам придётся избавить центр города от своих машин. На границе большого кольца должны быть выстроены автостоянки, на которых нужно будет оставить машину и далее пользоваться общественным транспортом.

В Октябрьском округе предполагается «пробивка» так называемого Байкальского луча, который даст развитие городу в юго-восточном направлении. Согласно предыдущему генплану, развитие города должно было проходить вдоль «оси» улицы Байкальской, микрорайоны Байкальский и Солнечный стали первыми блоками комплекса территорий, уходящих к Байкалу. Однако после того как появился Солнечный, строительство луча было заморожено. Новый генплан предполагает смешанную застройку в районе Чертугеевского полуострова.

К 2010 году в областном центре должна быть построена обходная трасса, которая выведет за пределы Иркутска транзитный транспорт. В самом городе власти Иркутска планируют организовать скоростную транспортную сеть с выходами на внешние магистрали. Скоростное кольцо будет идти по схеме: улица Трактовая, Нижний Ангарский мост, улица Сурнова, плотина ГЭС, улица Старо-Кузьмихинская, новый мост через Иркут, дорога к Ленинскому району. Всего через 13 лет в Иркутске появятся 32 развязки и 11 подземных переходов.

Генплан предполагает вынос иркутского аэропорта за пределы города, в падь Ключевую. По расчётным параметрам, порт сможет принимать около 3 млн. пассажиров в год, к нему предполагается подвести автомобильный и железнодорожные пути. Зона нынешнего аэропорта будет зарезервирована.

К 2020 году в городе к уже имеющемуся Ершовскому водозабору должен добавиться водозабор на правом берегу Ангары, а также разработано резервное Ушаковское месторождение подземных вод. После ряда согласований в проект генплана были заложены все три варианта развития сети теплоснабжения: строительство новой ТЭЦ-8 в Ново-Ленино, «запитка» города на ТЭЦ-10 Ангарска и постройка в Правобережном округе газовой станции. Как отметил мэр Иркутска Владимир Якубовский, теплоснабжение Иркутска от ТЭЦ-10 является временным вариантом, в городе должен появиться новый самостоятельный теплоисточник. Не исключено, что ТЭЦ-8 будет выполнена не в угольном, а в газовом варианте, заявил глава города.

Евгений Третьяков сообщил, что генплан получил согласования в администрации Иркутской области, ОАО «Иркутскэнерго», МУП «Теплоэнерго», ГИБДД города и области, Роспотребнадзоре. На общественных слушаниях за принятие этого документа высказались и жители Иркутска. Евгений Третьяков подчеркнул, что генплан – документ концептуальный и практическая реализация будет заложена в программы и перспективные планы. Парламентарии не высказали концептуальных замечаний к проекту.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры